Трудно писать кратко о покойном о. Протоиерее Георгии Шереметеве, настолько то был богато-одаренный Богом человек и притом развивший врученные ему таланты.
Получив широкое, основательное образование — окончив историко-филологичесий факультет в Санкт-Петербургском Университете — он по своему влечению стал воином, поступив в кавалергардский полк. Обучение новобранцев дало ему возможность встретиться с типами разных губерний Матушки-Руси. Его умение обращаться с людьми и подойти к душе вызвало любовь не только среди офицерства, но и среди нижних чинов, которые с благодарностью поднесли ему художественный складень с трогательной надписью на обороте.
Живая вера в Бога, глубокая любовь к Родине, преданность Государю, уверенность в воскресении св. Руси, редкое знание отечественной истории и не только русской, но и европейской литературы делали его интересным и поучнтельным собеседником.
Благородство старинного рода сочеталось в нем с изумительной скромностью и почти детской простотой. Показывал он свои записные книжки, куда еще с юных лет, а потом, будучи веселым блестящим офицером, он вносил все что интересовало или трогало его — уже тогда были там выдержки из Добротолюбия о молитве и духовном совершенствована:.
После смерти нашего священника, в течение 5 лет о. Георгий был нашим духовпиком, и тогда мы его еще ближе узнали и оценили, как редкого пастыря. О. Георпй любил и умел молиться и вымаливать — тепло, сердечно и искренно. Неизменно доброжелательный, ласково внимательный, радостный, он умел поддержать, утешить, а когда то было необходимо и со строгостью наставить. Безсребренник, он с легкостью мог .отдать нуждающемуся буквально последнее, что имел. При своем аристократическом происхождении, он был, вместе с тем, на редкость скромным, он был всем нам примером смирения и христаанской любви. Для него была дорога душа, независимо был ли то человек образованный или невежда-, богатый-знатный или простой бедняк, старый или малый, соотечественника или иностранец — к каждому он умел внимательно-чутко подойти и дать то светлое, что не забывается, как не раз выражали люди, даже только раз его случайно встретившие. Прекрасное знаше языков давало возможность не только русским, но и иностранцам пользоваться его духовными наставлениями. Сплошь и рядом он для православных иностраяцев исполнял требы на их языках, а также занимался переводом на англейский язык духовных произведений.
Несмотря на свои старческие немощи и постоянное недомогание, о. Георгий самоотверженно превозмогал их и с усердием совершал богослужения в Обители, посещал больньгх, умирающих, везде принося с собою умиротворение и утешение. Богослужения, благодаря его молитвенности, музыкальности и прекрасному слуху, проходили в гармонии с монашеским хором. А с каким горячим усердием он поминал! — надо было только видеть его помянник с сотнями сотен имен живых, болящих, скорбящих, в гонениях и ссылках сущих, а также усопших, начиная с царей, воинов, духовенства и по-именно всех .богоборческой властью умученных, друзей, родных и тех, кого он похоронил или заочно отпел.
Последний раз о. Георпй служил в Обители в неделю Торжества Православия. Накануне у него на исповеди перебывало .50 человек, и все были в умилении оть его духовных наставлений. Кто мог предвидеть, что это было в последшй раз. О. Георпй занемог, был в госпитале и потом 6 недель провел у друзей в деревне, где за ним был прекрасный уход. За несколько дней до Преполовения он вернулся в Лондон. Последнее время он часто повторял, что устал и стар стал, но как то не верилось, что конец его так близок. Он утешался тем, что, несмотря на свои немощи, мог еще сам себя обслуживать, никому не быть в тягость. Он часто мне говорил: “Матушка, не смерть страшна, а трудно умирание!”. И Господь призвал его к Себе быстро и безболезненно.
В Преполовение вечером мы с моей помощницей были у него, и он радовался, что вернулся домой, что успел привести в порядок свои бумаги, вещи и переписку. Прощаясь, сказал: “аще Бог благословит и жив буду, то послужу у вас в Воскресенье”. Вышел провожать нас на крыльцо и отечески-любяще благословял нас несколько раз пока мы не скрылись из виду. Прошло не больше 3/4 часа как мы вернулись в Обитель — вдруг телефон: приезжайте о. Георгий скончался. Его нашли мертвым на полу у себя в келлии. В день праздника Преполовения Господь призвал к Себе нашего добрейшаго о. Георгия — точно в знак того, что его жизнь на земле переполнилась. 9-ый день совпал с тем праздником, когда Св. Церковь вспоминает знамение честного Креста Господня в Иерусалиме, как знамниее, что он честно и праведно донес свой крест до смерти. Мы последние получили его любящее благословение, и первые удостоились возле его праха вознести молитвы о упокоении его светлой души. На третий день его тело привезли в Обитель для заупокойной литургии и панихиды. Несмотря на будний рабочй день, собралось много богомольпев, даже и не православных, но сердечно предант ных о. Георию. Чувствовалась в храме искренняя скорбье но не мрачная, а светлая и смягченная радостью за усопшаго. Отпевание было в Соборе совершено сонмом духовенства — 4 священника, 2 диакона при возглавлени Владыкой Архиепископом Никодимом. Пел хор Сестер Обители, по завещанию о. Георгия, что создало особенно умилительно-молитвенное настроение. Прощание с всеми любимьм о. Георгием привлекло много людей, желающих отдать последеий долг благодарной любви. Один приехавппй из провинции “ди пи” выразился —я должен был приехать помолиться и проститься с о. Геарпем. ведь он научил меня, как бороться с грехами. На кладбище было много народа. Гроб утопал вцветах, крестах, венках и трогательных маленьких букетиках.
Знаменательно, что 40-й день совпал с праздником Всех Святых в Земле Российской проесиявших.
Скромный, себя забывающий, всех любяшдй, о. Протоиерей Георгий, насыщенный духовно плодотворно прожитыми годами, тихо отошел ко Господу, оставив по себе самую светлую, добрую память — несомненно многие души смягчились и стали лучше ог того, что встретили на своем пути о. Георгия.
Православная Русь, нoм. 13, 1971
- Протоиерей Георгий Шереметев, Дорожные думы, Православная жизнь, ном. 6, 1997