Предлагаемая Вашему вниманию информационная записка клирика Берлинской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Аркадия Закидальского, составлена в 1948 г. и отражает положение оказавшихся в эмиграции иерархов Белорусской митрополии после перехода в юрисдикцию РПЦЗ. Документ был впервые опубликован в Церковно-историческом альманахе ΧΡΟΝΟΣ. № 6, 2018, С. 214–224.
Автор записки отмечает наличие субъектности Белорусской Православной Церкви в составе Русской Зарубежной Церкви и колебания белорусского епископата, связанные с неприятием проводимой ими церковной линии со стороны ориентированных на Белорусскую Народную Республику общественно-политических деятелей.
Ключевые слова: Белорусская Автокефальная Православная Церковь, белорусская диаспора, Белорусская митрополия, Белорусская Православная Церковь, Белорусская Народная Республика, белорусская эмиграция, православие, Русская Православная Церковь Заграницей, Совет по делам РПЦ, схизма, церковный раскол.
В связи с развитием активной фазы наступательной операции Красной армии в конце июня 1944 г. епископат и значительная часть клира Белорусской митрополии эвакуировались из Минска. В общей численности летом 1944 г. территорию Беларуси покинуло 9 архиереев, более 70 священников и несколько десятков тысяч православных белорусов. Оказавшись на территории Западной Европы, многие белорусские клирики начали переходить в состав Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), нередко получая назначения на приходы с налаженной церковной жизнью [1]Беларускія праваслаўныя сьвятары ў Нямеччыне 1944–1945 гг. / падрыхтоўка да друку і прадмова Аляксандра Адзінца … Continue reading.
Выезд за пределы Беларуси побудил епископат Белорусской митрополии изыскивать возможности для урегулирования собственного канонического статуса посредством вступления в каноническое общение с другими Поместными Церквями. При этом вынужденный переход на автономное положение, произошедший под давлением оккупационных властей и сотрудничавших с ними белорусских общественно-политических деятелей, не устраивал отдельных представителей епископата. 14 января 1946 г. иерархи Белорусской митрополии направили обращение к Архиерейскому Синоду РПЦЗ с просьбой о переходе в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. Рассмотрев данное обращение, 23 февраля 1946 г. Архиерейский Синод РПЦЗ удовлетворил просьбу белорусских иерархов. Более того, епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо) оказался включенным в состав Архиерейского Синода РПЦЗ в качестве представителя Белорусской митрополии. Согласно действовавшим в Русской Зарубежной Церкви принципам организации церковного управления, синодальное решение требовало окончательного утверждения Архиерейским Собором РПЦЗ. Опасаясь возможного противодействия со стороны влиятельных белорусских общественно-политических сил, иерархи Белорусской митрополии попытались скрыть от общественности свои намерения относительно смены церковно-юрисдикционной принадлежности вплоть до окончательно разрешения вопроса на Архиерейском Соборе РПЦЗ. Утверждение ранее принятого синодального решения о присоединении Белорусской митрополии к Русской Православной Церкви Заграницей состоялось на заседании Архиерейского Собора РПЦЗ, проходившем 6 мая 1946 г. в Мюнхене [2]Волаціч, М. Беларуская Праваслаўная Аўтакефальная Царква (Выбраныя часткі) / Мікола Волаціч (Вацлаў … Continue reading.
Положение епископата Белорусской митрополии после официального включения в Русскую Зарубежную Церковь нашло отражение в информационной записке клирика Берлинской епархии РПЦЗ протоиерея Аркадия Закидальского, составленной в 1948 г. В настоящее время не представляется возможным однозначно определить обстоятельства написания информационной записки и ее адресата. Известно лишь то, что текст данного документа использовался в переписке заместителя председателя Совета по делам Русской Православно Церкви при Совете министров СССР С.К. Белышева с уполномоченным Совета по делам Русской Православно Церкви при Совете министров СССР по БССР В.С. Меньковым. Можно предположить, что написание данной информационной записки явилось следствием взаимодействия протоиерея Аркадия с представителями советской власти в послевоенной Германии. Косвенным подтверждением тому может являться название данного текста («Информация протоиерея Берлинской церкви А. Закидальского»). Вряд ли подобное наименование мог получить текстовый фрагмент личного происхождения. Содержащаяся в записке информация нередко имеет неподтвержденный характер, что явилось следствием письменного фиксирования распространявшихся слухов. Означенные характеристики позволяют предположить написание записки для информирования о событиях церковной жизни и внутрицерковных настроения заинтересованных представителей советских организаций.
Машинописный текст информационной записки протоиерея Аркадия Закидальского хранится в фонде Уполномоченного Совет по делам РПЦ по БССР Национального архива Республики Беларусь (Фонд 951. Оп. 2. Д. 14. Докладные записки, сведения и переписка о деятельности Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по БССР за 1948 г.).
Прежде публикации текста информационной записки полагаем целесообразным провести рассмотрение наиболее примечательных ее фрагментов.
Начинается текст информационного сообщения протоиерея Аркадия Закидальского рассмотрением структуры Русской Зарубежной Церкви: «Состав Карловацкого синода состоит из церквей: русской, германской, украинской автономной и белорусской. <…> Белорусскую церковь в синоде представляет архиепископ Пантелеимон (Рожновский)» [3]Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Фонд 951. – Оп. 2. – Д. 14. – Л. 205. Выписка из информации протоиерея … Continue reading. Весьма примечательно, что в цитированном тексте Белорусская Православная Церковь предстает как обладающая самостоятельной субъектностью, несмотря на включенность в состав РПЦЗ. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о сохранении Белорусской митрополией своего автономного положения даже по прошествии двух лет со времени присоединения к Русской Зарубежной Церкви.
Завершение процедуры перехода белорусских иерархов в состав Русской Православной Церкви Заграницей вызвало резко негативную реакцию со стороны руководства Белорусской Народной Республики (БНР) – политического образования, провозглашенного в 1918 г. и с 1920 г. действовавшего в эмиграции. Поставив перед собой цель воссоздания структур БАПЦ, руководство БНР предприняло ряд шагов, первым из которых стало проведение Церковного Собора, состоявшегося 5 июня 1948 г. в г. Констанца (Германия) на территории французской оккупационной зоны. Поскольку в данном регионе отсутствовало белорусское православное духовенство, готовое поддержать инициативу по созданию Белорусской Автокефальной Православной Церкви, на Собор были приглашены священнослужители Украинской Автокефальной Православной Церкви во главе с епископом Мелитопольским Сергием (Охотенко). Приняв решение о начале процесса воссоздания Белорусской Православной Автокефальной Церкви, Констанцкий Собор образовал Временное Управление Белорусской Автокефальной Православной Церкви (БАПЦ) под председательством епископа Сергия (Охотенко) [4]Пастановы Саборыку Праваслаўных Беларусаў у Нямеччыне, у дзень прп. Еўфрасіні 23 траўня / 5 чырвеня 1948 г. у … Continue reading. Вполне очевидно, что постановления Констанцкого Собора спровоцировали церковный раскол белорусской эмиграции, предложив юрисдикционную альтернативу для противников присоединения к РПЦЗ.
Известие о проведении Собора БАПЦ вызвало резко негативную реакцию со стороны белорусского епископата, перешедшего в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. 8 июля 1948 г. митрополит Пантелеимон (Рожновский) опубликовал архипастырское обращение к духовенству и верующим Белорусской Православной Церкви, в котором оправдывал действия возглавляемого им епископата и подвергал критике сторонников религиозной политики Рады БНР [5]Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства. Фонд Беларускага Інстытуту Навукі і … Continue reading.
Вскоре после публикации послания митрополита Пантелеимона канцелярия Белорусской митрополии РПЦЗ опубликовала статью «Аб канстанцкай «аўтакефаліі» Беларускай Праваслаўнай Царквы (Выясьненьні з канцэлярыі Беларускай Мітраполіі)» («О констанцкой «автокефалии» Белорусской Православной Церкви (Разъяснения канцелярии Белорусской Митрополии)»). Основная критика «Разъяснений» адресовалась политическим лидерам Белорусской Народной Республики, которые обвинялись в польских, большевистских и униатских симпатиях [6]Аб канстанцкай «аўтакефаліі» Беларускай Праваслаўнай Царквы (Выясьненьні з Кацылярыі Беларускай … Continue reading. Непосредственной реакцией на деяния Констанцкого Подсобора явилось издание епископом Афанасием (Мартосом) брошюры «Материалы по истории Православной Белорусской Церкви» («Матэрыялы да гісторыі Праваслаўнай Беларускай Царквы»), в которой доказывалась каноничность и правомерность перехода белорусского епископата в юрисдикцию РПЦЗ [7]Переиздание: Афанасій (Мартас), архіепіскап. Матэрыялы да Гісторыі Праваслаўнай Беларускай Царквы. (Перыяд … Continue reading.
Вступив в острую полемику со сторонниками возрождения Белорусской Автокефальной Православной Церкви, иерархи Белорусской митрополии РПЦЗ некоторое время испытывали колебания относительно дальнейшего реагирования на развивающиеся события. Сохранение принадлежности к Русской Зарубежной Церкви оказывалось чреватым потерей значительной части белорусской паствы. Характерные для середины 1948 г. колебания белорусских архиереев отразил в своей информационной записке протоиерей Аркадий Закидальский: «Много забот Карловацкому синоду доставляет Белорусская церковь, во главе которой стоит архиепископ, теперь уже митрополит Пантелеимон (Рожновский). Митрополит Пантелеимон хочет от Карловацкого синода отделиться и основать Белорусскую автокефальную церковь. К сожалению, как сказал митрополит Серафим, идея эта имеет некоторый успех. По его словам, за спиной митрополита Пантелеимона стоят католики. Можно считаться с тем, что Белорусская церковь от Карловацкого синода отпадает. Правой рукой митрополита Пантелеимона является архиепископ Филофей (Нарко), но остальные белорусские епископы его поддерживают. Как говорит митрополит Серафим, главной приманкой являются большие средства, которыми митрополит Пантелеимон располагает, а также обещание вывести всех членов этой церкви в заморские края» [8]НАРБ. Фонд 951. – Оп. 2. – Д. 14. – Л. 205. Выписка из информации протоиерея Берлинской церкви Аркадия … Continue reading. Таким образом, по мнению не только протоиерея Аркадия, но и члена Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Берлинского и Германского Серафима (Ляде), в период после проведения Констанцкого Подсобора иерархи Белорусской митрополии рассматривали возможность выхода из юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Упоминание о «стоящих за спиной» митрополита Пантелеимона католиках и об открывающихся в случае разрыва с РПЦЗ перспективах выезда «всех членов этой церкви в заморские края» может свидетельствовать о продолжавшемся диалоге лидеров БНР с белорусскими иерархами. Обвинения сторонников Белорусской Народной Республики в симпатиях к католицизму и прокатолической политике были характерны как для перешедшего в юрисдикцию РПЦЗ белорусского епископата, так и сторонников Белорусской Центральной Рады [9]См. наиболее характерные для того времени обвинения «кривичей» в скрытом католицизме: Касяк, І. З гісторыі … Continue reading. Кроме того, выход из состава Русской Православной Церкви Заграницей мог позволить иерархам Белорусской митрополии рассчитывать на поддержку Рады БНР в вопросе выезда за пределы Германии.
Допуская возможность поддержания митрополитом Пантелеимоном (Рожновским) контактов с Радой БНР, вряд ли можно заподозрить его в проавтокефальных симпатиях. За свою принципиальную позицию в вопросе сохранения единства Русской Православной Церкви он дважды подвергался отстранению от архипастырского служения. В 1922 г. епископ Пантелеимон выступил против автокефалии Православной Церкви в Польше, вскоре после чего был уволен от управления Пинской епархией и направлен в монастырь. К служению в качестве управляющего епархией он вернулся по прошествии семнадцати лет, после присоединения Западной Беларуси к советскому государству и последовавшего за этим восстановления юрисдикции Русской Православной Церкви в пределах западных белорусских областей. В условиях начавшейся в 1941 г. немецкой оккупации митрополит Пантелеимон всячески препятствовал реализации навязывавшегося Белорусской Православной Церкви проекта провозглашения автокефалии. По распоряжению Генерального комиссара Белоруссии В. Кубэ глава Белорусской митрополии был отстранен от участия в делах церковного управления и сослан в Ляденский Благовещенский монастырь [10] Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 93, 96, 98. . Представляется сомнительным, чтобы митрополит Пантелеимон, зарекомендовавший себя убежденным противником провозглашения белорусской и польской автокефалий, сознательно переведя значительную часть последователей Белорусской митрополии в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, вынашивал тайные планы относительно объявления белорусской церковной независимости.
Конечным итогом противостояния двух церковных центров белорусской эмиграции стало произошедшее в декабре 1949 г. формирование независимой иерархии и Священного Собора епископов Белорусской Автокефальной Православной Церкви [11]Вініцкі, А. Матэр’ялы да гісторыі беларускай эміграцыі ў Нямеччыне. Ч. II: Рэлігійныя справы. Л. 98–111; Гарошка, … Continue reading, что окончательно закрепило наметившийся раскол.
Анализ информационной записки протоиерея Аркадия Закидальского позволяет сделать вывод о том, что после вхождения в состав Русской Православной Церкви Заграницей Белорусская митрополия не сразу растворилась в новой церковной структуре, а некоторое время продолжала сохранять автономный статус. Инициированные руководством Белорусской Народной Республики процессы возрождения Белорусской Автокефальной Православной Церкви порождали колебания белорусского епископата относительно правильности сделанного выбора. Колебания эти были настолько очевидны, что даже члена Архиерейского Синода РПЦЗ митрополит Берлинский и Германский Серафима (Ляде) в 1948 г. был убежден в скором отделении Белорусской митрополии. К сомнениям относительно целесообразности дальнейшего пребывания в юрисдикции РПЦЗ белорусских архиереев подталкивали не только опасения потери паствы, симпатизировавшей идее возрождения белорусской церковной независимости, но и желание использовать возможности руководства БНР для выезда за пределы Германии. Таким образом, содержащаяся в информационной записке протоиерея Аркадия Закидальского информация проливает дополнительный свет не только на положение белорусских архиереев в составе РПЦЗ, но и в целом на состояние церковных дел белорусской эмиграции в 1948 г. Означенные обстоятельства позволяют судить о рассматриваемом документе как о важном источнике по истории белорусской церковной эмиграции и целесообразности его введения в научный оборот.
Вводная статья и подготовка публикации А.В. Слесарева
Выписка из информации протоиерея Берлинской церкви А. Закидальского
Состав Карловацкого синода состоит из церквей: русской, германской, украинской автономной и белорусской.
Германскую церковь возглавляет митрополит Серафим и его заместитель епископ Александр (Ловчий).
Белорусскую церковь в синоде представляет архиепископ Пантелеимон (Рожновский). В состав белорусской церкви входят епископы: архиепископ Бенедикт (Бобковский), бывший гродненский, архиепископ Филофей (Нарко), епископ Григорий (Боришкевич), архиепископ Стефан (Севбо), бывший Смоленский, и епископ Афанасий (Мартос), проживающий в Гамбурге.
В Украинскую автономную церковь входят епископы: архиепископ Палладий (Выдыбида-Руденко), епископ Евлогий, бывший Винницкий, епископ Федор (Рафальский), епископ Димитрий (Маган) и какой-то новопосвященный, имени которого я сейчас не помню.
До сих пор Украинскую автономную церковь в синоде представлял архиепископ Пантелеимон (Рудык).
После его отъезда в Америку новый заместитель еще не назначен.
Кроме Украинской автономной церкви существует еще и украинская «Автокефальная». Во главе ее стоит митрополит Поликарп (Сикорский). Проживает он в английской зоне – Ганновер. В Мюнхене представителем его является епископ Хороший. Украинская Автокефальная церковь существует на средства англичан, которые ее всемерно поддерживают. Однако успехом она не пользуется. Большинство священников этой церкви со своими прихожанами переходят в ведение митрополита Серафима. Священников этих принимают через новое рукоположение.
По словам митрополита Серафима можно считаться со скорым концом Украинской автокефальной церкви.
Много забот Карловацкому синоду доставляет Белорусская церковь, во главе которой стоит архиепископ, теперь уже митрополит Пантелеимон (Рожновский).
Митрополит Пантелеимон хочет от Карловацкого синода отделиться и основать Белорусскую автокефальную церковь. К сожалению, как сказал митрополит Серафим, идея эта имеет некоторый успех. По его словам, за спиной митрополита Пантелеимона стоят католики. Можно считаться с тем, что Белорусская церковь от Карловацкого синода отпадает. Правой рукой митрополита Пантелеимона является архиепископ Филофей (Нарко), но остальные белорусские епископы его поддерживают.
Как говорит митрополит Серафим, главной приманкой являются большие средства, которыми митрополит Пантелеимон располагает, а также обещание вывести всех членов этой церкви в заморские края.
Национальный архив Республики Беларусь. Фонд 951. – Оп. 2. – Д. 14. Докладные записки, сведения и переписка о деятельности Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по БССР. 1948 г. – Л. 205. Машинопись.
References
↵1 | Беларускія праваслаўныя сьвятары ў Нямеччыне 1944–1945 гг. / падрыхтоўка да друку і прадмова Аляксандра Адзінца // Запісы. Беларускі Інстытут Навукі й Мастацтва. – 2006. – № 30. – С. 247–249; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу / Іван Каяск. – Нью-Йорк, 1956. – С. 141; Bird E. Thomas. Orthodoxy in Byelorussia: 1917–1980 / Thomas E. Bird // Запісы. Беларускі Інстытут Навукі й Мастацтва. – 1983. – № 17. – P. 167. |
---|---|
↵2 | Волаціч, М. Беларуская Праваслаўная Аўтакефальная Царква (Выбраныя часткі) / Мікола Волаціч (Вацлаў Пануцэвіч) // Запісы. Беларускі Інстытут Навукі й Мастацтва. – 2004. – № 27. – С. 212; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 142, 145; Кострюков, А.А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве / А.А. Кострюков. – Москва: Издательство ПСТГУ, 2015. – С. 120–121, 173–174; Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.) / Мікола Панькоў. – Мінск, 2001. – С. 22; Шкаровский, М.В. Архиерейский Синод РПЦЗ и церковная эмиграция в Югославии в 1945–1950-х гг. / М.В. Шкаровский // Христианское чтение. – 2016. – № 6. – С. 230; Bird E. Thomas. Orthodoxy in Byelorussia: 1917–1980. P. 168. |
↵3 | Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Фонд 951. – Оп. 2. – Д. 14. – Л. 205. Выписка из информации протоиерея Берлинской церкви Аркадия Закидальского. 2 сентября 1948 г. |
↵4 | Пастановы Саборыку Праваслаўных Беларусаў у Нямеччыне, у дзень прп. Еўфрасіні 23 траўня / 5 чырвеня 1948 г. у Канстанцы // Збор дакумантаў Сьв. Беларускае Аўтакефальнае Праваслаўнае Царквы (На выгнаньні) / Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile) / Аuthоrіzеd bу Mеtrоpоlіtаn Аndrеw. Cоmpіlеd bу thе Cоnsіstоrу оf BАОChurch. – [Б. м.], 1983. – С. 8. |
↵5 | Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства. Фонд Беларускага Інстытуту Навукі і Мастацтва. Пасланьне Мітрапаліта Панцялеймана да духавенства і верных дзяцей Праваслаўнай Беларускай Царквы. Цірсгайм. 08.07.1948 г. Л. 1–1 об. |
↵6 | Аб канстанцкай «аўтакефаліі» Беларускай Праваслаўнай Царквы (Выясьненьні з Кацылярыі Беларускай Мітраполіі). Цірсгайм, 08.07.1948 // Вініцкі, А. Матэр’ялы да гісторыі беларускай эміграцыі ў Нямеччыне ў 1939–1951 гадох. Ч. II: Рэлігійныя справы / А. Вініцкі. – Лос Анжэлес, 1968 (машынапіс). – С. 75–78. |
↵7 | Переиздание: Афанасій (Мартас), архіепіскап. Матэрыялы да Гісторыі Праваслаўнай Беларускай Царквы. (Перыяд савецкай і нямецкай акупацыі Беларусі) / архіепіскап Афанасій (Мартас). – Жыровіцы. 2004. – 133 с. |
↵8 | НАРБ. Фонд 951. – Оп. 2. – Д. 14. – Л. 205. Выписка из информации протоиерея Берлинской церкви Аркадия Закидальского. 2 сентября 1948 г. |
↵9 | См. наиболее характерные для того времени обвинения «кривичей» в скрытом католицизме: Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 146-151, 153. |
↵10 | Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 93, 96, 98. |
↵11 | Вініцкі, А. Матэр’ялы да гісторыі беларускай эміграцыі ў Нямеччыне. Ч. II: Рэлігійныя справы. Л. 98–111; Гарошка, М. Архіяпіскап Васіль / М. Гарошка // Беларус. – 1970. – № 159. – С. 1; Грамота о рукоположении архимандрита Василия (Томащика) во епископа Виленского. Розенхайм, 20 декабря 1949 г. На 1 л. Рукопись. Фотокопия. Архив автора; Ліст Аўгена Кахноўскага, адрасаваны Прэзідэнту БНР М. Абрамчыку ад 26.12.1949 // Гардзіенка Н. Рада БНР (1947–1970): Падзеі. Дакументы. Асобы / Н. Гардзіенка, Л. Юрэвіч. – Мінск : Кнігазбор, 2013. – С. 484–485; Навіцкі, І. Вялікія дні БАПЦ / І. Навіцкі // Бацькаўшчына. – 1950. – № 1 (61). – С. 1; Першая Сэсія Сьвяшчэннага Сабору Япіскапаў Беларускае Аўтакефальнае Праваслаўнае Царквы // Бацькаўшчына. – 1950. – № 1 (61). – С. 1; Саборнае архіпастырскае пасланьне // Бацькаўшчына. – 1950. – № 1 (61). – С. 2; Bird E. Thomas. Orthodoxy in Byelorussia: 1917–1980. P. 169. |