От редакции РПЦЗ: Обзор
Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 отмежевался от того, чтобы именовать какой-либо политический курс общецерковным. Святейший Патриарх Тихон в своем обращении от 28 сен./8 окт. 1919 г. снова отметил, что “Церковь не связывает Себя ни с каким определенным образом правления”. Этот подход оказался неприемлемым для значительного числа русских церковных беженцев переживших ужасы гражданской войны и потерю родины. Первоиерарх РПЦЗ Киевский митрополит Антоний (Храповицкий) искренне полагал, что монархические убеждения нельзя считать политикой, так как монархия является «единственной властью, при которых вера и церковь не будут гонимы» (Церковность или политика? Деяния Русского всезаграничного церковного собора. Сремски Карловци. 1922. С. 125). Эти взгляды нашли выражение в резолюции о восстановлении в России монархического строя, проходившего в Сербии, в 1921-ом году, Первого Всезарубежного Собора. Такой подход игнорировал необходимость завершения работы Всероссийского учредительного собрания, разогнанного большевиками 6-го января 1918. Так как именно этому референдуму надлежало зафиксировать волю россиян о политическом устройстве своего страны.
Исходя из своего стремления к установлению в России православного царства, Владыка Антоний поддерживал всех, кто могли бы приблизить осуществление его чаяний. К категории таких деятелей относился Вождь Национал-Революционной партии соратник Анастасий Андреевич Вонсяцкий, который будучи состоятельным человеком охотно оказывал материальную поддержку русским церковным беженцам. Хотя программа НРП не содержала антисемитизма, как пункта своей программы, приложение к ном. 419 Царского вестника «Наш путь», под девизом «Бог, нация, труд» вполне гармонировало с другими, сочувствующими нацистской Германии материалами, публиковавшимися редактором Царского вестника Николаем Павловичем Рклицким. Газета “Наш путь” являлась органом фракции русских фашистов К. Родзаевского. В этом приложении и было опубликовано, предлагаемое вашему вниманию обращение митрополита Антония. Как следует из брошюры Преступная деятельность русского епископа в Америке, это было уже второе благословение данное митрополитом Антонием НРП. В целом эти благословения явились выражением активной позиции митрополита Антония в отношении вооруженной борьбы с большевизмом. В какой степени ОГПУ и НКВД использовали такие настроения для фабрикации обвинений против церковных людей в СССР остается открытым для исследования.
Приходится констатировать, что взгляды митрополита Антония и близкого к нему Н.П. Рклицкого, были весьма распространены в югославянской церковной среде. Так, например, сербский патриарх Варнава, на приеме в русской колонии Белграда по случаю Архиерейского Собора 1936 г. отметил, обращаясь к митрополиту Анастасию: «Я уверен, что опять будет хорошо в России и при том царской. Раньше я был одинок, а теперь явился ещё союзник – Гитлер.» (Епископ Макарий Ильинский, «Архиепископы бриллиантовых крестов не приняли»). Поэтому делает честь Русской Зарубежной Церкви, то что она отмежевалась от фашизма на Всезарубежном соборе 1938-го года.
Многие русские политические беженцы, не только в Югославии, связывали свои надежды на свержение большевицкого режима с торжеством “новой правой” националистической идеологии в Европе и Азии. Такие симпатии русской правой эмиграции к нацистской Германии, декларировавшей крестовый поход против коммунизма и поддерживавшей РПЦЗ, как официальную православную Церковь Третьего Рейха, способствовали отказу от реальности и увлечению конспирологическими теориями, ярко выразившимися в пропагандистской брошюре «На закате жидовской силы», написанной в 1943-ем году, графом Юрием Павловичем Граббе.
диакон Андрей Псарев
Меня обрадовал своим посещением наш неутомимый патриот Анастасий Андреевич Вонсяцкий. С большим интересом я выслушал его рассказ о том, как растет патриотизм среди русской молодежи и как ее трудами на дорогом моему сердцу Д. в. создана отличная русская организация фашистов, поставившая своим возглавителем А. А. Вонсяцкого и соединяющаяся с такими же доблестными молодыми патриотами и в других странах мира, где только имеются русские люди.
О всех вас должно сказать словами апостола Павла, «вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20) т. к. на Русской Земле совсем было угасал патриотизм и лишь только суровыми карами Милосердный Господь вновь вразумляет наше Отечество. Берегите же драгоценные ростки рѵсского патриотизма и не давайте места унынию при всех трудностях и скорбях, которые неизбежно ожидают вас.
Такое великое государство, как Россия, невозможно восстановить и прочно устроить без веры в Бога и Его Св. Церковь, без единомыслия с народом и без создания крепкой организации действительно готовой самоотверженно послужить своей Родине.
Так и древний Моисей прежде чем ввести народ свой в обетованную землю должен был исчислить его, поставить над ним “из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых ненавидящих корысть” назначигь их “тысячниками, стоначальниками, пятидесятиначальникамн и десятиначальниками” (Ис. 18, 21) дать своему народу закон и строго наблюдать за порядком. Равно также и наши блогочестивые предки при устроении в 16 веке Московского Царства, вдохновляемые Св. Библией, розыскивали лучших людей, заботились о простом народе и создавали такие народные организации до подобия которых додумыаются современные Европейские государства. Великие имена Московского Митрополита Макария и его славных сотрудников Протоиерея Сильвестра и боярина Адашева должны быть почитаемы,. как основатели первого русского народного фашизма.
Во всяком случае для успеха Вашего дела необходимо, чтобы вы сохраняли всегда непоколебимую веру в Господа Бога и Его Святую Церковь; чтобы вы без всяких неурядиц, столь обычных среди русских, были послушны своему Возглавителю, имели бы единый план действий и были проникнуты братской, искренней любовью друг к другу.
Я сердечно умилился, видя с какой решимостью, с практической ясностью, без всякого фанатизма, но с энтузиазмом ваш Возглавитель берется за дело и, расставаясь с ним после сердечной беседы, я помолился, прося Господа Бога, чтобы Он исполнил желания сердца моего любезного гостя и помог, сохранил и укрепил Русское Дело.
Особенно радует мое сердце то, что на первый план вы ставите заботу о младшей братии — о крестьянстве и рабочем люде, я надеюсь, что у вас не сведется это к столь обычной демогогии и что вы действительно завоюете любовь н доверие к себе народа, тогда вы будете несокрушимы.
Пусть же истинный наш властитель Господь Иисус Христос пошлет Вам и Вашему делу Свою всесильную комощь.
Спасибо, о. Андрей! Скажите пожалуйста, кто является автором брошюры ” Преступная деятельность русского епископа в Америке”?
Брошюра издана Национал-Революционной партией без указания автора и года.