Мы познакомились с ним перед началом осеннего семестра 1994-го года, когда Дима прибыл с “передовой” из России – в “тыл” – учиться в Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле. В Москве он воцерковился через семинар Б.Л. Козушина (впоосл. иером. Тихон). В конце 1980-х и начале 1990-х это были «квартирники», где проходили встречи с православными «интересными людьми», как из России, так и из-за рубежа.
В годы учебы в семинарии с 1994-го по 1998-ой Дмитрий Павлович, в качестве послушания работал в редакции Православной Руси, выпускающим редактором которой я являлся. В 1990-ые годы в нее поступало большое количество вырезок, правой и консервативной российской прессы. Благодаря способностям Дмитрия Павловича весь этот хаотический материал получил стройную систематизацию.
Ко времени поступления в Свято-Троицкую семинарию у Дмитрия Павловича помимо службы в армии в Забайкальском-военном округе была за плечами отличная историческая школа. Обучение в Московском педагогическом институте (ныне Московском педагогическом государственном университете) дало ему знакомство с ведущими специалистами по истории России, с критической методологией ремесла историка. Осенью 1995-го я начал преподавать, первый год, историю Русской Церкви, классу в котором был Дмитрий Павлович. Мое преподавание было основано на труде митр. Макария (Булгакова, ум. 1882 г.) и было по своей сути более описательно-агиографическим нежели аналитическим. Понимаю, как тяжело было его воспринимать профессиональному историку. Спустя десять лет, в качестве вольнослушателя, я посещал курс лекций по истории Византийской империи, которые Дмитрий Павлович читал в СТДС. И еще позже, работая над диссертацией по истории Византии, я смог оценить глубину подготовки Дмитрия Павловича к этим лекциям и его понимание современных интерпретаций византийских исторческих событий.
Два раза он “навсегда” возвращался из Джорданвилла в Москву. Первый раз в 1999-ом – год спустя после окончания семинарии. В Москве он уже пустил корни, нашел работу, но в 2003-ем его “выдернули,” пригласив преподавать в СТДС историю христианской церкви. В течении десяти лет жизни в Джорданвилле Дмитрий Павлович занимался исследованием истории РПЦЗ им был создан монументальный труд – электронная база данных статей Православной Руси, содержащая более 30 тыс. записей. Надеюсь, что она в скором времени будет доступна пользователям.
В 2014 Дмитрий вернулся на родину, где был очень счастлив, живя в своем доме в подмосковным Пушкине, с супругой Ириной и отцом – Павлом Васильевичем. Приступил к написанию кандидатской диссертации и работая в качестве младшего научного сотрудника принялся осуществлять научное издание протоколов довоенных синодов и соборов РПЦЗ, хранящихся в московском Государственном Архиве Российской Федерации. Ко времени возвращения на родину Дмитрий Павлович уже являлся автором двух монографий Законодательство Русской Зарубежной Церкви и Православное церковное сопротивление в СССР (1927-1988).
Дмитрий Павлович любил “истовое” богослужение и ценил литургическое искусство. Два года назад он начал нести алтарное послушание на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – храме св. Параскевы мученицы за стенами лавры. Этим послушанием чтец Димитрий дорожил и воспринимал как свое служение Церкви. Год назад он начал делиться своими обширными знаниями с прихожанами – его лекции посещало больше и больше людей.
26-го декабря был обычный, день – предновогодние хлопоты – ничего не предвещало, того что произошло вечером – мгновенный инсульт – Дмитрию Павловичу стало неожиданно плохо – вскрытие показало, что половина мозга была залита кровью.
Это большая неправда, будто у нас “незаменимых нет” – подготовить профессионального историка, развить интуицию выбрать круг тем – занимает годы и годы. Не могу представить, кто теперь напишет аналитическое исследование о консерватизме РПЦЗ, ее отношении к вьетнамской войне или будет читать прихожанам лекции по истории Церкви. Обнадеживает то, что Андрей Александрович Кострюков ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ при ПСТГУ намерен довести до печати протоколы Синодов и Соборов РПЦЗ.
С Дмитрием Павловичем было легко. У него было замечательное свойство – позитивно относиться к окружавшей его реальности будь-то в Джорданвилле или в Пушкино. Он был готов принять участие в розыгрышах, шутках, веселье. Его дом в Джорданвилле всегда был открыт для семинаристов, соседей монастыря.
В армии Дима выработал выдержку, которая помогала ему и в Джорданвилле. Он многое замечал в людях, но не считал нужным сообщать эти наблюдения другим. Его наблюдательность становилась ясна по отдельным репликам, сказанным впоследствии. Так же хранил он и то, что могло скомпрометировать других или было сказано ему в доверительном порядке.
Не сомневаюсь, что те кто знал Дмитрия Павловича Анашкина согласятся, что в нем сама жизнь била ключом. Поэтому так тяжело примириться с тем, что его нет сейчас с нами. Не даром одним из его любимых, тостов был — «за жизнь!» Таким он и останется в нашей памяти.
У А.И. Солженицына в его “Крохотках” есть рассказ “А мы-то не умрем!” Переход в иной мир Дмитрия Павловича – которому было столько же лет сколько и мне – 51 – показывает, что иная реальность как некая незримая, эфирная стена находится рядом и дверь в нее может быть открыта в любое время.
Ссылки:
Интервью с Д.П. Анашкиным, Надо спокойно объяснять причины той или другой ошибки
Замечательная статья. В ней отражены все значимые периоды жизни Дмитрия, моего мужа. Я полностью согласна с тем, что это был Человек с большой буквы. Его светлая душа уже находится в Царствии Небесном и смотрит оттуда на нас.
Он всегда будет в нашем сердце и в наших помыслах.
Я хотел выразить свои сочувствие Ире и папе моего друга. Часто вспоминаю как он меня утешал и поддерживал в тяжёлые времена, и как мы с ним праздновали хорошие и веселые времена. Всегда было Димитрием приятно провести время и о чем поговорить было всегда интересно и полезно для общего образования, это был ученный, и славился в своей специальности.
Мои дети Алексей и Калиса с радостью вспоминают свои уроки истории и Русскаго языка с ним.
Алексей и моя мама Наталия Алексеевна радостно вспоминают ихнею встречу в России.
Вечная Память
Юра Зайков
Съ братомъ Димитріемъ мы были добрыми друзьями. Учился онъ на курсъ старше меня. Въ Москвѣ мы не разъ съ попадьей останавливались въ домѣ бр.Димитрія и всегда у него былъ теплый и радушный пріемъ. Когда бр.Димитрій сталъ преподавать въ Джорданвиллѣ, я съ “престрастіемъ” его вопросилъ, слѣдуетъ ли онъ школѣ нашего замѣчательнѣйшаго преподавателя исторіи приснопамятнаго прот. Гавріила Кинъ. Димитрій Павловичъ меня завѣрилъ, что строго, какъ у о.Гавріила. (У о.Гавріила Кинъ, была великая особенность историка, возможно, какъ не въ какой школѣ міра — онъ не снижалъ отцѣнку если при отвѣтѣ, историческое мнѣніе ученика не совпадало съ мнѣніемъ Преподавателя).
Спасибо, дорогой отец Андрей,
Вы хорошо написали, только что прочитала с радостью и благодарностью.
Вы правы совершенно, говоря о ложности известного речения о “незаменимых” – это обывательская пустышка. Каждый – единственный, неповторимость всякого человека заложена в его онтологическом корне. А говоря о подлинном историке,
Вы касаетесь трепетной и болезненной темы, где высказываться не мне
и не перед Вами. То же и о путях Зарубежной Церкви и о нашем “кухонном подполье” 80-х. Все это дорого и важно и “узок круг этих людей” :)
Пишу это без доли пессимизма, просто к слову…
Царствие Небесное дорогому Дмитрию Павловичу!
м.Феодора
51 год – как это мало для учёного!
Прочитал теплые слова о. Андрея о Димитрии Павловиче. Очень памятно. Не так часто я встречался с Д.П. Анашкиным, но и в Джорданвилле и в Москве (ПСТГУ) был очевиден его профессионализм историка. Очень хорошее воспоминание! Спаси Господи! Съ праведными да сопричтет Господь душу р.Б. Димитрия! Простите.
Спасибо большое Александр Алексеевич, что нашли время написать. Сил Вам и здоровья для продолжения Ваших нужных трудов по сохранению истории Русской Зарубежной Церкви.