Кузнецов В. А. Русское православное зарубежное монашество в XX веке: Биографический справочник. — Екатеринбург: Барракуда, 2014. — 442 с: ил.
Отечественная историография проблем развития русской церковной эмиграции пополнилась новым интересным исследованием. Сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН екатеринбургский историк В. А. Кузнецов опубликовал справочник о русском православном монашестве, подвизавшемся за рубежом. В течение целого ряда лет автор скрупулезно собирал оригинальные биографические материалы о тех, кто в разные периоды российской истории принял на себя и достойно нес подвиг иноческого жития.
Источниковый фонд справочника оказался обширным и репрезентативным. В основе документального фонда лежат неопубликованные документы российских и заграничных архивных учреждений. К первой группе относятся материалы ГАРФ и РГИА. Отметим, что кроме достаточно известных фондов ГАРФ, как то фонд 6343 (Архиерейский Синод РПЦЗ), В. А. Кузнецов обратился к фонду 796 РГИА (Святейший Правительствующий Синод), в котором хранятся документы Пекинской духовной миссии и Северо-Американской епархии. Среди зарубежных архивохранилищ следует, безусловно, назвать архивы Синода и различных епархий РПЦЗ, Православной Церкви Америки, но также и практически неизвестные российским церковным историкам материалы архивов Леснинского женского монастыря во Франции, Ново-Валаамского монастыря в Финляндии и Корсунской епархии РПЦ МП во Франции. К источниковому ряду следует причислить и документы личного происхождения из архива архимандрита Иоанна (Маграмма) и протодиакона Виктора Лохматова.
Значительная часть документов впервые введена автором в научный оборот, в том числе такой важный биографический источник, как некрополь. Автор лично посетил кладбища российской эмиграции и по крупицам, с помощью наблюдений и фотоснимков собирал факты о монашествующих. Несмотря на то что в орбите интересов В. А. Кузнецова мы не видим, например, комплекс Новый Гробле в Белграде или Русское кладбище Белой Церкви, автор сумел переработать огромный некрополический материал во Франции, Финляндии, Германии, США.
Следующим инновационным элементом справочника является обнаружение фактов об обычных монахах: рясофорных, мантийных или же неизвестных монахах в священном сане. Перелистаем страницы справочника и увидим: Агния (Филина Анна), монахиня; Виссарион (Колчин Иван), монах; Зосима (Давыдов Захар), монах; Макария (Якимчук), монахиня; Николай (Кляровский Михаил), иеромонах; Романа (Степас Ольга) инокиня и многие другие. Новые имена расширяют горизонты церковной истории, обновляют представления о зарубежном монашестве, «инкрустируют» существенными деталями мозаику церковной жизни в зарубежье да и пополняют синодик для поминовения.
Особым образом хотелось бы подчеркнуть факт публикации биографий женского монашества. История Церкви за границей традиционно и преимущественно пишется в связи с мужским монашеством. Это вполне объяснимо: церковную историю в XX столетии творили и духа не угашали главным образом епископы, пресвитеры и диаконы. Однако В. А. Кузнецов смело обращается к анализу жизни женского монашества. Игуменья Ангелина (Теренина), схиигу-менья Ариадна (Мичурина), игуменья Евгения (Мунгалова), схиигуменья Мария (Дохторова), схиигуменья Михаила (Мерцолова) и другие молитвенно поддерживали тысячи наших соотечественников и внесли свои неповторимый вклад в сохранение той монашеской аскезы, что всегда отличала православие.
Биография схиигуменьи Михаилы (Мерцоловой) представляет особый интерес. Схиигуменья Михаила (1883—1969) приняла постриг еще в Китае, затем пережила мировую войну, лагерь беженцев в Тубабао, где святительствовал владыка Иоанн (Максимович). Переехав в США, схиигумеиия Михаила исполняла обязанности настоятельницы женской обители Новое Дивеево в Спринг-Валлей (штат Нью-Йорк, США). Терпя постигшую ее болезнь, она не выходила из кельи, пребывала в молитве и так управляла монастырем в течение множества лет. Биографию м. Михаилы историк может соединить с биографиями других монахинь Ново-Дивеевского монастыря и получить представление о тех, кто подвизался в этой благословенной обители. Конечно, биографии ново-дивеевских монахинь в издании В. А. Кузнецова лаконичны, но ведь это только первый шаг. Даже информация с некрополя Ново-Дивеево важна — например, она сообщает о возрасте и именах насельниц.
Автор справочника анализирует также биографии тех, кто подвизался за рубежом, а затем в силу исторических обстоятельств оказался в СССР и за стояние в вере подвергся репрессиям. Монахиня Зинаида (Елизавета Петровна Бриди), подвизавшаяся в Китае, приняла советское гражданство, но в 1948 г. была обвинена за «связь с иностранными разведками» и проходила по делу митрополита Нестора (Анисимова). Получив срок 10 лет лагерей, монахиня Зинаида не признала своей вины. Она погибла в лагере «Дубравный». Преподобномученик Таврион (Толоконцев), некогда подвизавшийся на Валааме, скончался в лагере, расположенном в Вологодской области.
Разбирает автор и судьбу русских монахинь, оказавшихся в титовской Югославии. В результате конфликта Сталина и Тито 1948 г. из Югославии стали изгоняться русские эмигранты, в том числе монашествующие. Группа монахинь во главе с м. Марией (Дохторовой), относившаяся к юрисдикции Московского Патриархата, обращалась через церковную иерархию к советским властям разрешить переселение на родину, однако получила отказ. В результате часть монахинь пребывала в Албании, другая перешла в юрисдикцию Болгарской Православной Церкви. Эти и другие неизвестные страницы истории зарубежного монашества, вне сомнений, усиливают ценность предпринятого биографического исследования.Биографии монашества расположены в алфавитном порядке, по именам, данным при постриге. Справочник В. А. Кузнецова снабжен интересными иллюстрациями, содержит разделы «Русские зарубежные монастыри и иноческие общины», «Фамильный список». Дан список сокращений. Историку и любому заинтересованному читателю будет также полезен Список источников и литературы, дающий представление о документальных и историографических основах подготовленного справочника.
Как известно, жанр рецензии предполагает некую степень критики или полемики. Здесь следует отметить отсутствие биографии основателя и духовника Ново-Дивеевского монастыря протоиерея Адриана Рымаренко. В 1968 г. после нескольких лет вдовства он принял монашеский постриг с именем Андрей, был рукоположен в сан епископа и назначен в Рокландскую епархию. В 1973 г. епископ Андрей был возведен в сан архиепископа. Все эти годы владыка Андрей, несмотря на болезни, управлял монастырем. [2]Строительство будущей обители о. Адриан, намеренно или неосознанно, начал еще в послевоенной Германии (см.: … Continue reading Вкупе с биографией владыки Андрея укажем и на отсутствие биографии игуменьи Ирины (Алексеевой), многолетней настоятельницы той же женской обители в Спринт-Балл ей, скончавшейся в праздник Собора Пресвятой Богородицы в 2014 г.
Рецензируемый справочник рекомендован к изданию Ученым советом Института истории и археологии Уральского отделения РАН и опубликован при финансовой поддержке Фонда «Русский мир» и других учреждений. Однако тираж столь ценного для российской историографии труда мал и составляет всего 300 экземпляров.
Тем не менее автор сделал значительный шаг вперед в профессиональном, историческом анализе деятельности зарубежного монашества, составляющего славную часть российской эмиграции различных «волн» происхождения. И высказанные замечания ни в коей мере не могут умалить того важного, востребованного и грандиозного труда, который проделал Владимир Анатольевич Кузнецов.
References
↵1 | См., например: Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920—1995: Биографический справочник / Библиотека-Фонд «Русское Зарубежье». М.; Париж, 2007; Косик В. И. Русское церковное зарубежье: XX век в биографиях духовенства от Америки до Японии: Материалы к словарю-справочнику. М.: ПСТГУ, 2008; Грезин И. И. Алфавитный список русских захоронений на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Париж, 1995; Кострюков А. А. Архиепископ Серафим (Соболев): Жизнь, служение, идеология. М.: ФИВ, 2011. |
---|---|
↵2 | Строительство будущей обители о. Адриан, намеренно или неосознанно, начал еще в послевоенной Германии (см.: Корнилов А. А. Деятельность Вендлингенской общины православных беженцев в послевоенной Германии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 3(52). С. 62-77). |