Приятно на Первом Всезарубежном Соборе в г. Сремски-Карловцы, Югославия
Общее горе сближает людей и побуждает забыть взаимные обиды и ссоры, оплакивая общую гибель и разорение нашей Православной Родины.
Между тем, кроме прежде испытанных обид, у старообрядцев, отделяющихся от нашей православной Церкви, не остается более причин отделения от нас, судя – по крайней мере – по беседам г. Мельникова до 1917 года. Тогда он ссылался на несовсем каноническое устроение Русской Православной Церкви, но в настоящее время каноническое устроение возстановлено, и во главе ее стоит законный православный патриарх московский и всея Руси.
Кроме того, на тех же беседах говорилось о необходимости снять клятвы 1653 и 1667 гг., но и это с помощью Божией, устроено на московском церковном соборе 1917-1918 г. К сожалению, у меня здесь нет актов его, но, как председатель Единоверческой Комиссии, я помню, что епископов ваших решено было принять в сущем сане и у нас учредить пять единоверческих епископов. Первым из таковых был епископ Охтенский Пр. Симон Шлеев, из овдовевших протоиереев, псотриженный в монашество, – и, к прискорбию, недавно мученически умерщвленный злодеями в г. Уфе.
Посему, слышав о вашем добром расположении, желал бы и теперь узнать, что вы думаете о соединении с Церковью уже не “господствующей,” но гонимой от врагов Христовой веры. Не пора ли нам едиными усты и единым сердцем славить Триединого Бога.
(Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора, состоявшагося 8/20 ноября – 21 ноября/3 декабря 1921 г. в Сремских Карловцах, в королевстве С. Х. и С., Сремски Карловцы, 1922)