Из жизни епископов Церковные деятели

Простой русский архиерей: архиепископ Павел (Павлов, 1927-1985)

Архиепископ Павел Австралийский
Архиепископ Павел Австралийский

Воспоминание о жизни Германской епархии в 1970-х годах.

Предлагаем вниманию читателей отрывок из ставших библиографической редкостью воспоминаний церковного писателия А.Э.Краснова-Левитина (ум.1991), По морям, по волнам… (Изд-во «Поиски», Париж 1986) представляющих ценность своей непосредственностью, а также фотографии из архива типографии Свято-Троицкого монастыря в разделе GALLERY. Историк Австралийской епархии протоиерей Михаил Протопопов выпустил монографию (525 cтр.) на русском языке житийного характера посвященную Владыке Павлу: Archbishop Paul 1927-1995. Обращают на себя внимание воспоминания автора близко знавшего владыку, отрывки из таких редких документов, как письмо Архиепископа Павла Главному Редактору радиостанции «Свобода».

Уже во время своего первого пребывания в Мюнхене я также вошел в соприкосновение с тамошними церковными кругами. Церковным центром в Мюнхене является большое здание на Salvator Platz. Любопытная история этого места, — когда-то, в очень отдаленные времена, в XIV веке, одна из баварских королев была гречанкой и, конечно, православной.

С ней в Мюнхен приехало множество греков. И здесь находилось греческое кладбище. (На католическом кладбище ‘схизматиков’ хоронить было нельзя). Здесь же был выстроен большой греческий храм во имя Спасителя. (Отсюда название этого места — Salvator — по-латыни Спаситель). Этот храм, который высится на городской площади, сохранился почти без всяких перестроек до сих пор. А рядом, в ультра-современном здании, где когда-то была библиотека, помещается русская православная церковь.

Входим сюда в воскресенье в 10 часов. Сейчас должна начаться литургия. Большой, открытый со всех сторон зал. Без колонн. Алтарь. Со всех сторон иконы. Под старину. По древним образцам. Но сразу видно, написанные недавно местными живописцами. Стилизация довольно примитивная.

В десять часов начинает собираться народ. В Мюнхене в настоящее время проживает несколько тысяч русских (не менее 10—15 тысяч)… Небольшой уездный городок в древнем немецком городе. Но храм посещают тысячи четыре. Интеллигенты. Пожилые дамы. Старики с военной выправкой. Молодежь: сосредоточенные, скромные, с хорошими манерами мальчики и девочки.

Обычно литургию по воскресеньям служит епископ. В 70-ые годы епископом был Владыка Павел (в миру Михаил Павлов). Мне сразу пришлось вступить с ним в общение. Однажды у меня в гостинице телефонный звонок. Чей-то мужской голос тенорового тембра: ‘Это местный Епископ. Глеб Александрович Рар просил Вам передать, что он будет в Мюнхене послезавтра’. Несколько ошарашенный, я отвечаю: ‘Спасибо, Владыко’.

Впоследствии я видел Владыку много раз и в церкви, во время богослужения, и у него на дому. Этот епископ совсем в другом роде, чем его женевский старший собрат. С первого же раза он мне напомнил хорошо мне известный с детства тип молодого простеца-монаха. Люблю я этих людей: бесцеремонные, простые, говорливые, веселые, подчас горячие… религиозные, но без всякой аффектации.

Епископ Павел (ныне Архиепископ Сиднейский, Австралийский и Новозеландский, — тогда носил титул Епископа Штутгартского) — в миру Михаил Павлов — родился в 1927 году в России. Затем он со своей матерью (отца он, видимо, потерял еще в детстве) попадает в военную бурю. Он перебирается в Польшу, затем в Германию. В конце войны он очутился в Париже.

Запомнился очень колоритный его рассказ, как в Париже с другим молодым парнишкой они жили на чердаке, причем им удалось достать где-то мешок шампиньонов. И ровно неделю они питались одними шампиньонами. Хлеба у них не было. Как известно, шампиньоны — это очень тонкий деликатес, который употребляется гурманами как приправа к обеду. Насколько, однако, он показался вкусным двум парням, изнывавшим от голода на парижском чердаке, сказать трудно.

Далее Михаил Павлов со своей матерью очутился в Монреале (Канада), и здесь он и его мама знакомятся с Владыкой Виталием, который принимает в них участие (Ошибка, как видно ниже он следовал за Владыкой Виталием с 1947-го года).

Михаил Павлов с юности имеет интерес к гуманитарным наукам. У него в кабинете вы увидите полное собрание сочинений великого русского историка Сергея Михайловича Соловьева и целый ряд других знаменитых историков.

Я помню, как я удивился, когда Владыка неожиданно прочел наизусть целую поэму одного из малоизвестных, хотя и талантливых советских поэтов.

Он окончил в Монреале филологический факультет. Однако, видимо, еще в детстве его привлекала монашеская жизнь, и уже в 1947 году, совсем молодым, он принимает монашество. Владыка Виталий, его ‘Авва’, строгий инок (когда-то он был настоятелем одного из прикарпатских монастырей) и отец Павел под его руководством постиг сложную науку ‘монашеского делания’. Он хорошо служит и, видимо, любит монашеское, уставное богослужение. Он хороший администратор, знающий жизнь, понимающий психологию своей паствы, которая в своей большей части состоит из людей много испытавших, выброшенных из родной страны, терпевших и нужду и недоброжелательство, много скитавшихся, знающих, как ‘горек хлеб изгнания и как тяжело, по словам Данте, подниматься и спускаться по чужим лестницам’. Парню ли, питавшемуся шампиньонами на парижском чердаке, — этого не понять.

И другие представители православного духовенства в Мюнхене. Это, во-первых, отец Сергей Матфеев. Ревностный пастырь. Оцень духовный, очень внимательный, очень добрый. И в то же время всем интересующийся, широко образованный. Он пришел вместе со своим сыном на мою первую лекцию. И имел терпение выслушать всю мою длинную речь. Отец Сергий вскоре скончался. Два года назад отошла к Богу и его матушка; чудесная, хлебосольная русская женщина.

Я лишен каких-либо национальных пристрастий, да и мне ли, изгою (наполовину еврею, наполовину русскому, а в общем, не еврею, не русскому, — человеку неопределенной национальности) их иметь. Но люблю я русских людей (старого, уже уходящего типа), открытых, прямых, хлебосольных, отзывчивых. И такое же впечатление произвел на меня другой священник, отец Александр Нелин. У него я дважды исповедывался. Хорошее впечатление. У всех у них что-то от священников, которых я знал в детстве, от лесковского пастыря отца Савелия Туберозова.

Воспроизведено с https://web.archive.org/web/20061125234324/http://www.krotov.info/history/20/1970/levitin_21.htm  (8 июня, 2020)

6 Коментариев

  • На моей памяти Владыка Павел был проездом в Мюнхене, служил. Да, воспоминания хорошие, и о.Александр Нелин удивительный был человек и удивительной кончины сподобился. Владыка тогда дерзновенно изрек: ‘Честна пред Господем смерть преподобных его’.

  • В статье много биографических ошибок, лучше справиться у отца Михаила в книге.

  • Thank you for the ‘trip down memory lane’, with your feature on Archbishop Paul. I remember him well, and Fr. Feodor Golytsin was my first father confessor, having baptized me in Montreal. Keep up the good work!

  • Скажите, пожалуйста, а можно ли заказать книгу Михаила Протопопова где-нибудь в России?

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.