В 2023 году меня пригласили выступить с докладом на ежегодном съезде Германской епархии. Мой доклад был посвящен 75-ти летию Свято-Троицкой духовной семинарии.
На съезде на меня произвело впечатление модерирование дискуссий Анастасией Лимбергер на секции посвященной участию в таинстве исповеди, когда Епископ Иов Штутгартский, викарий епархии, священнослужители и миряне вдумчиво обменивались опытом христианской жизни. Такая «горизонтальная», а не «вертикальная», сверху-вниз, модель внутрицеровного общения произвела на меня впечатление.
Традиционно съезд проходит во время рождественских каникул при мюнхенском кафедральном соборе Святых Новомучеников и исповедников Российских. Каждый год съезду предшествует встреча молодежных «активистов» из разных приходов епархии.
В этой встрече принимал активное участие иерей Алексей Леммер, являющийся духовным наставником организации Русская Православная Молодежь Германии. О. Алексей воспитанник Свято-Троицкой духовной семинарии (2008 г.) поэтому было радостно встретиться с ним. (Помню его рецензию по курсу церковного права на книгу греческого богослова Амилькара Аливизатоса, Die Oikonomia nach dem kanonischen Recht der Orthodoxen Kirche.) О. Алексей является настоятелем Свято-Сергиевского храма в Бад-Киссенгене.
В конце своего доклада я задал аудитории вопрос, зачем по ее мнению Русской Зарубежной Церкви нужна семинария и научный центр в Джорданвилле? Я надеюсь, что ответом на этот вопрос станет сотрудничество между Германской епархией и Свято-Троицкой духовной семинарией.
Протодиакон Андрей Псарев,
31-го августа, 2024 г.
Отец Алексей, расскажи, пожалуйста, о твоей роли в молодёжной работе Германской епархии?
В 2019-м году меня привлекли к этому делу, попросили принять участие в молодежной работе Германской епархии. На тот момент я уже восемь лет служил в священном сане и наблюдал, что происходило с молодежной работой. Хотя, в принципе, молодежь звала присоединиться к этому движению еще раньше, но у меня на тот момент было несколько приходов и я был постоянно в разъездах, поэтому это было сложно осуществить. В 2019-м году ко мне подошел, уже покойный, приснопасятный владыка Агапит и попросил, сказав: “Мы посоветовались с протоиереем Ильей Лимбергером, который на протяжении многих лет вёл епархиальную молодежную работу и хотели бы, чтобы ты принимал активное участие в молодежной работе, потому что отец Илья много чего сделал и нуждается в помощнике, преемнике, который бы дальше продолжал это дело. Отец Илья будет и дальше этим заниматься, но, тем не менее, сама молодежная работа развивается”. Ему нужна была дополнительная помощь.
Поэтому я в 2019-м году присоединился, начал ездить на мероприятия. Потом, конечно, было небольшое затишье, потому что были коронавирусные ограничения для массовых встреч и мы не могли многие мероприятия проводить. Соответственно, в последнем 2023-м, как и 2022-м, так и сейчас 2024-м году очень много событий происходило и происходит. А именно моя функция в епархиальной молодежной работе та, что я являюсь помощником и, можно сказать, опорой для о. Ильи, который 25 лет назад начинал молодежную работу и ее развивал. Отец Илья много трудился вначале, чтобы сдвинуть всё с места и постепенно дело начало развиваться. Моя задача состоит в том, чтобы врасти в эту молодежную работу, вести ее дальше и продолжать в тех же традициях, в которых отец Илья ее создал, с тем же духом любви и сохранением доверия молодежи. Мы не просто как-то что-то проводим. Мы стараемся активизировать молодежь, чтобы это не было от нас в форме лекции, не монолога, когда только мы что-то говорим молодежи.
Наставляете?
Да, наставляем ее, учим, а они внимают. Мы стараемся сделать так, чтобы всё было бы в разговоре, в диалоге. Чтобы они что-то сами делали, доверяем им какие-то проекты, а мы просто помогаем, находимся рядом, отвечаем на их вопросы и так далее. То есть, не скажешь, что мы в какие-то рамки ставим молодежь. Мы даем им свободное развитие в духе православия, в духе нашей церковной жизни. Наши молодые люди очень творческие, живые. Это конечно же, приводит к тому, что у нас, с Божьей помощью, проводятся разные мероприятия и очень много желающих, которые хотят принимать в них участие. Меня очень радует, что молодежная работа сейчас находится в таком вот, слава Богу, развивающемся состоянии и на высоком уровне деятельности.
И вот тоже, отче, из того, что я слышу, можно даже сказать, что вы священнослужители у молодежи тоже учитесь?
Однозначно. Потому что мы растем как бы совместно. То есть, мы что-то им даем, но и от них тоже очень много получаем. Это такой обоюдный процесс возрастания.
Понятно. А вот эта организация, которая общегерманская, можно о ней рассказать, ее название? И что это такое?
Это общегерманская организация, которая называется die Russische Orthodoxe Jugend in Deutschland (коротко ROJ DE или ROJ Deutschland). В переводе – Русская православная молодежь Германии. Она была создана в 2022-м году, но подготовительная работа длилась около двух лет, где мы работали над тем, чтобы создать эту структуру с юридической правильности в соответствии с законодательством.
И вот у нас в нашем городе, где я служу, в храме преподобного Сергия Радонежского в Бад Киссенгене была основана данная организация в мае 2022г. Было собрание духовенства и молодых людей, где как раз она была официально зарегистрирована. Что это за организация? Это объединение всех молодых людей из разных юрисдикций Русской Православной Церкви. То есть, сюда входит молодежь Русской Православной Церкви Заграницей, епархия Московского патриархата, Парижская архиепископия, которая тоже имеет приходы здесь у нас в Германии.Цель организации – объединить молодежь из разных епархий и создать такую структуру на всегерманском уровне, т.к. до этого у нас просто кто-то где-то занимался молодежью в порядке личной инициативы. Создав эту организацию, мы получили объединение молодых людей, которые входят в нее вместе со своими приходскими молодежными группами. Сама организация «РОЙ» рассматривается как т.н. зонтическая организация (Dachverband), которая включает в себя структуры приходов, а над ними стоят еще земельные структуры. Такая структурная организация в Германии дает нам возможность получать гранты от государства, обучать молодых людей молодежной работе на приходах уже официально. Например, кто-то на приходе не знает, что делать с молодежной работой, как ее начать. Так вот наша общегерманская организация берет на себя ответственность, начинает, даже иногда и в удаленном формате, организовывать встречи с молодежью того или иного прихода и дает им инструкции, помогает сдвинуться с места. Так что это очень важно, что мы не разделяемся на «юрисдикции», а имеем именно как раз объединение в том плане, что вся молодежь чувствует единство Русской церкви. И мы это стараемся тоже поддерживать, чтобы они чувствовали, что мы все едины, а не так, как это было раньше, что в некий приход нельзя ходить или вот там нельзя причащаться, или вот там наши, а это уже не наши. То есть, мы наоборот всех через это объединяем. Так же раз в год проходит ежегодная всегерманская конференция от «РОЙ», где собирается правление организации и все ее члены в виде приходских представителей.
Понятно. Какие мероприятия проводятся в последнее время, что было сделано?
Кельнский съезд, например в июне, является таким богословским философским съездом, где на пять дней приезжает молодежь с разных приходов Германии, и там рассматриваются богословские, философские темы. На съезде предлагается очень богатая программа, в нее включаются доклады, службы, походы, бал на свежем воздухе, выезд в город и т.д. Такого характера съезды бывают. Затем у нас бывает ежегодный крестный ход из мужского монастыря преп. Иова в концентрационный лагерь в Дахау в начале мая. Одним из узников был свят. Николай Сербский. По маршруту следования, который простирается на примерно 18 км, мы делаем остановки, читаем труды свят. Николая. Учавствуем в монастырских богослужениях и в воскресенье бывает доклад на тему о святителе Николае в мюнхенском университете. Далее ежегодный трехдневный съезд у нас в Бад Киссингене молодежной организации РОЙ, на который съезжаются до 140 молодых участников. В октябре у нас проходит ежегодный съезд для ухода за историческим кладбищем в Висбадене, помимо этого совместные богослжения, прогулки. Потом балы, конечно, стали очень любимыми у молодежи. Раньше проводились один-два в году, а сейчас их намного больше стало в разных приходах. Молодежь сама этого хочет, сама организовывает, а мы только приезжаем и принимаем участие, чтобы поддержать молодежь и показать им, что мы с ними. Помимо балов у нас есть еще зимний съезд, который только что закончился. С 22-го по 26-е декабря 2023 г. в Мюнхене проводился девятый молодежный съезд, который рассчитан на тех, кто уже занимается молодежной работой на приходах, то есть, для лидеров молодежного движения, и тех, у которых пока еще нет опыта молодежной работы, но которые приехали на этот съезд, чтобы именно чему-то научиться.
То есть, это более закрытое мероприятие?
Да. Количество участников там, так скажем, всего лишь примерно 50 человек, тогда как на других мероприятиях, которые для всех – там уже намного больше. Бывает и 100, и 120, и 140 человек приезжает. А здесь у нас более концентрированная аудитория, где мы именно пытаемся улучшить качество нашей молодежной работы на приходах, как для тех, кто этим уже занимается, так и для тех, кто еще не занимается, но хочет, и мы стараемся им дать всю посильную информацию, помощь, подкрепление и вдохновение. Именно так и происходит. Вот за последние годы мы видим, что на приходах все больше и больше развивается молодежная работа, а молодежь, приехавшая с этих съездов, мотивированно начинает что-то делать с нуля – где-то встречаться, проводить регулярные встречи, киноклубы, поездки и т.д. То есть, с чего-то начинают, и затем это все уже развиваться в то, что они регулярно встречаются, совершают совместные мероприятия. Даже доходит до того, как например в Мангейме, где не было молодежи, но они так выросли, что сейчас уже даже проводят балы, съезды и готовят в на осень первый свой фестиваль. Это очень радостно. В целом в год мы проводим примерно 12-14 мероприятий на всегерманском уровне. Съезды, семинары, конференции, балы и т.д.
Отец Алексей, а не становится вопрос о языке? Я заметил, что вчера, в общем-то, все свободно общались по-русски. Но есть ли молодежь, которая выпадает, для которой русский язык является проблемой, и они из-за этого не могут участвовать?
Мы большую часть молодежных мероприятий проводим на русском языке, но, например, сама организация “Русская православная молодежь РОЙ” , начиная с учредительного собрания в 2022 г., избрала немецкий, в качестве рабочего языка. В прошлом году на съезд «РОЯ» приехало 140 человек участников и все лекции, весь съезд был на немецком языке. Конечно же, между собой ребята разговаривали на русском, но в целом формат проведения этого съезда и годового собрания организации проходил на немецком языке. И это сейчас очень востребовано. Кельнский съезд в этом году например проходил на русском, восемь докладов. Но был организован синхронный перевод всех докладов и дискуссий на немецкий язык.
Остальные мероприятия мы проводим на русском. Однако наша цель развить фестивали, съезды, которые бы были также и на немецком языке, чтобы часть молодежи не чувствовала себя так, что она из-за языка не может принять участие. У нас было так – многие из молодежи выросли или родились здесь, и для них мероприятия на немецком были совершенно естественными. Мы могли даже на многих съездах дублировать все, то есть давать сопровождение и на русском, и на немецком, или даже большей частью, скажем на 70% на немецком объявлять, чтобы молодежь понимала. Но сейчас с приездом беженцев с Украины мы видим, что опять же, мы должны говорить только на русском, потому что они немецкий не знают. Получается, у нас опять идет возвращение в какой-то мере к русскому языку, как к основе нашего обоюдного общения.
Спасибо, отче. Вот четко мы закончили. (Интервью было записано рано утром в машине по пути на литургию из монастыря Преп. Иова в собор Свв. Новомучеников и Исповедников Российских.)