автор Документы Митрополит Филарет (Вознесенский) Неправославные

Письмо Митрополита Филарета священнику Глебу Якунину

Слева на право: прот. Виктор Потапов, прот. Глеб Якунин, митр. Виталий, Еп. Иларион, прот. Георгий Эдельштейн. Архиерейский Синод РПЦЗ. Сер. 1990-х гг.

Письмо первоиерарха Русской Зарубежной Церкви с критикой взглядов видного православного правозащитника в СССР

От редактора

Русская Православная Церковь Заграницей с самого начала своего существования действовала как свободный голос гонимой Русской Церкви, извещая мировую общественность о происходящем на родине. Естественно, что все действия направленные на защиту достоинства Православной Церкви на территории СССР, приветствовались. В этом контексте появившееся в 1960-е годы внутри Русской Православной Церкви движение правозащитников вызывало большие симпатии у священноначалия РПЦЗ. Православные диссиденты своими словами подтверждали отсутствие религиозной свободы в СССР, о котором в эмиграции свидетельствовала РПЦЗ. Однако опыт формирования православного мировоззрения в разных условиях приводил к неприятным разочарованиям, как это видно из настоящего письма. Поэтому понятно, что «союзники» в борьбе против безбожной власти в период холодной войны, потеряли интерес к друг-другу после падения железного занавеса.

Протодиакон Андрей Псарев, 27 октября, 2024 г.

Возлюбленный о Христе Отец Глеб!

С вниманием и любовью мы читаем многое, написанное Вами и Вашими друзьями в защиту Православной Церкви, поскольку оно проникает за пределы России. Мы глубоко ценим Ваше усердие и Вашу смелость в обличении разных отрицательных явлений окружающей Вас церковной жизни. Вы не нуждаетесь за это в нашей похвале, ибо, поскольку Вы совершаете подвиг исповедничества, подвергая себя разным опасностям, Господь знает цену Вашим трудам и Сам воздаст Вам по Вашим заслугам.

Мы понимаем трудности Вашего положения и, вместе со всеми чадами гонимой Русской Церкви, переживаем то же самое одиночество в окружающем нас мире, но не удивляемся сему, ибо Сам Спаситель предрек нам: «в мире скорбны будете» (Ин. 16, 33). Нарочито же надлежит ожидать этого в нынешнем апостасийном периоде человеческой истории. Уже больше полувека взываем мы к окружающему нас миру, стараясь привлечь его внимание к бедам нашего народа и предупредить другие народы, чтобы и они не становились жертвой тех же бед. Редко мы встречаем положительный отклик, но от этого не унываем.

Впрочем, мы имеем долг сказать Вам и нечто несогласное с Вами. Когда человек испытывает тяжелые бедствия, то часто готов просить помощи у любых окружающих, не разбираясь в том — одной ли они с ним веры или нет. Это допустимо только в вопросах правовых или материальных. История и предание Православной Церкви не сохранили нам примеров того, чтобы надежда в таких случаях возлагалась не на предстательство Богоматери и святых Божьих, но на тех, кто чужд нашей Церкви, а иногда является даже и врагом Ея.

Вообще, в наших отношениях с теми, кто принадлежит к неправославным исповеданиям, надо соблюдать сугубую осторожность, чтобы, в желании получить с их стороны сочувствие и поддержку, нам не сблизиться с тем, что отделяет их от Православия. Не так давно Вы протягивали руки за помощью и защитой к протестантам, в лице Всемирного Совета Церквей во время его Всемирной Конференции в Найроби. Весть об этом широко распространилась, но надлежащего отклика не было. Нас это нисколько не удивило. Мы по своему опыту знаем, что протестантский мир часто более склонен верить заверениям Московской Патриархии о полном благополучии религии в СССР, нежели самым убедительным свидетельствам о страшных гонениях безбожников на веру. Больше того, на таких конференциях вместо помощи верующим недавно решили оказывать значительную денежную помощь коммунистическим партизанам в Африке, зверски убивающим христианских миссионеров, а иногда и целые семьи с детьми.

К таким ли предателям христианства нам обращаться за помощью? Но с особой печалью мы читали Ваше обращение к Папе Римскому. Все, что Вы пишете там о митрополите Никодиме – справедливо. Но ведь, если он предавал свою Церковь безбожникам, то, падая мертвым к ногам Папы, он не просил его о помощи Православию, а только что сказал ему нечто важное о новых шагах к измене Православию, о чем Папа постеснялся объявить во всеуслышание, назвав сообщение его секретным.

Вы пишете о «заботе Римского престола» о христианах России. Но ведь эта забота не о сохранении и распространении Православия, а о склонении нашего народа к католичеству. Мы слышим и знаем о существовании религиозной жажды в Русском народе, но можем ли мы благодарить тех, кто для удовлетворения этой жажды присылает нам нечто, отравленное ересью? К ним относится предупреждение Спасителя: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и тело и душу погубить в геенне огненной» (Мф. 10, 28).

Вековая мечта Ватикана о совращении Русского народа в католичество остается в полной силе, а теперь она приобретает только новую форму под покровом т. наз. экуменизма, этой новой опаснейшей ереси, вводящей христианский мир в религию антихриста.

В надежде на новую, еще более широкую унию, чем прежние унии, Ватикан примирился с присоединением униатов к Московской Патриархии. Он надеется, что в той или иной форме, они вернутся к нему через нее и в лоне последней.

Между тем, в обращении к Папе Вы выражаете желание, чтобы «религиозная литература и радиопередачи, позволяющие простым православным верующим ближе познакомиться с Католической церковью, преодолеть многие предрассудки, узнать и полюбить святых католиков, их духовность, католическую церковность и ее неповторимые особенности» — более широко направлялись в Россию. Иначе говоря, Вы просите, чтобы среди нашего народа, вместо истинной веры Христовой, распространялось то, что святыми отцами и учителями Православной Церкви и, в частности, русскими святителями и подвижниками, всегда признавалось лжеучением. Людям, едва вкусившим веры и еще не укрепившимся в ней, Вы хотите предлагать соблазн иноверия, для понимания которого у них нет еще ни знания, ни опыта.

Я хочу, чтобы Вы знали, что на такого рода обращение не может быть благословения со стороны подлинно православных епископов Русской Церкви, как на чуждое Ея интересам. Русским людям, отравленным атеизмом, Вы предлагаете не лекарство, а другую отраву. Осуждая деятельность митрополита Никодима, Вы становитесь на его же путь, ибо именно он проводил унию с католичеством в его новом, полу-протестантском виде.

В Вашем лице хочу сказать и другим ревнующим о вере в России: «Не надеетесь на князи и на сыны человеческие, в них же нет спасения» (Пс. 145, 3). Ищите помощи в молитвах к Пресвятой Богородице, святым нашим и новым мученикам Русской Церкви. Нарочито же берегите чистоту своего Православия и вспомните, что попытка византийцев спастись от турецкого нашествия путем соглашения с католичеством не принесла никакой помощи, а только повредила грекам. Вера сохраняется и распространяется не компромиссами, свойственными политике, а ревностью в заботе о ее чистоте и силе.

В своем обращении к Папе Вы высказали много хороших и правильных мыслей, но Ваш компромисс в отношении западных заблуждений подрывает значение и ценность. Ищите помощи нашей Церкви не в сомнительных учениях Запада, по разному их излагавшему и толковавшему, а в молитвах перед явленными нашему народу чудотворными иконами, чтобы Пресвятая Богородица вновь благоволила сделать нашу страну Своим Домом.

О Фатиме и сделанных там предсказаниях, на Западе были разные версии. По официальной версии, речь Богоматери шла об «обращении» России, если только она будет посвящена Ее Непорочному Сердцу. О таком же посвящении, якобы, шла речь и при последующих явлениях, виденных Люцией, например в 1929 г. Об этом делались неоднократные напоминания Папе, однако, он видимо, и очевидно не без оснований, не обращал на это внимания и не ссылался на фатимское явление, даже и тогда, когда позднее посвящал Россию Сердцу Богоматери. Уже через много лет после сообщения ему о Фатиме, Папа Пий XII 2 февраля 1930 г. поручил Русский народ не Ей, а попечению св. Терезы Младенца Иисуса в Лизье. Только в 1942 г. Папа Пий XII посвятил Богоматери не Россию, а весь мир, и лишь в 1952 году (через 35 лет после фатимского явления) посвятил ей Россию, но сделал это единолично, а не «со всеми епископами мира», как должен был поступить, если бы верил сообщению Люции о бывшем ей видении. При этом он сослался не на Люцию и ее видение, а на то, что «к нему обращено было не мало настоятельных ходатайств» от верующих. Надо при этом отметить, что в представлении католиков Фатима олицетворяет мечту об обращении России в католичество, а отнюдь не о возвращении Русского народа к Православию. Помните также, что Вы должны быть служителями и чадами Православной Церкви, а не какого-то смешанного православно-католического экуменического исповедания.

Только на чисто православное исповедничество Вы имеете наше благословение.

Не зная, как доставить Вам это письмо, я публикую в печати, с надеждой, что так или иначе оно до Вас дойдет.

Господь да хранит Вас

Митрополит Филарет

 

 

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.