В статье предыдущего автора так живо набросан портрет незабвенного Петра Сергеевича, что мне, знавшему его лишь в последние годы его жизни трудно добавить что-либо новое.
Все-же постараюсь осветить подробнее одну из сторон его многообразной деятельности, в той статье лишь вскользь затронутую; а именно: нашу с ним попытку всколыхнуть не только русское, но и международное общественное мнение в пользу гонимых в СССР христиан.
Повод к этому нам дали сами коммунистические правители, решившие в 1961 году провести на своем “религиозном фронте” коварную операцию за границей, которую для краткости назову “Родосской“.
Действительно, все вы наверное еще хорошо помните, как летом того года, воспользовавшись наметившейся тягой к объединению всех православных Церквей, Кремлевские заправилы не только разрешили Московской Патриархии принять участие во Вcеправославном Совещании на острове Родосе, но и снабдили ее делегацию обильными средствами для пропаганды за границей лживых утверждений о либерализме Советской власти по отношению к религии. Тогда как та же безбожная власть продолжала у себя дома систематически искоренять все религии по хитро-продуманному официальному плану.
Обличать это коварство перед лицем Свободного мира естественно представлялась П. С. Лопухину и всем его сотрудникам по «Православному Делу», как насущнейшая задача нашей организации. Чем и объясняется посылка нами на. Родос непрошенных делегатов и распространение нашей первой листовки, составленной Петром Сергеевичем и переведенной мною пя французский язык: L ‘Eglise Russe – martyre et persecutee.
За ней, в конце того-же 1961-го года, последовало издание также всецело им отредактированного Bulletin no.1 de l’Action Orthodoxe, а пол года спустя и второго номера того-же бюллетеня, редакторство которого наш сильно ослабевший Генеральный Секретарь поручил уже мне. Так что подписанное им со всем нашим Правлением и напечатанное в пятом (июльском) номере “Открытое письмо к духовенству и мирянам всех христианских вероисповеданий“ оказалось как-бы лебединой песнью этого маститого борца за свободу Церкви. В начале августа его уже не стало.
Остановимся-же немного на этом последнем его завете. Небольшая выдержка из него будет, впрочем, достаточной, чтобы напомнить вам его сущность.
Основываясь на том, что пол года перед тем замечательнал статья французского дипломата В. Де Ормесон в Фигаро призывала всех свободных людей принять вызов, брошенный им нынешними правителями великой страны, когда то называвшейся Россией и выражала надежду, что такой “повсеместный многоустый крик из среды широких человеческих: масс” будет услышан всеми замурованными за Железным Занавесом и “в первую голову русским народом”, мы с Петром Сергеевичем напомнили нашим адресатам, что уже много лет, бесчисленные русские и иностранные антикоммунистические организации силятся, путем листовок, радиовещаний и т. п. пропаганды, добиться внимания русских народных масс, но что “ни одна из них до сих пор не достигла значительного результата”, и мы объясняли эти неудачи тем, что “что только на религиозно – национальном плане, на котором Россия развивалась в течение всей своей тысячелетней истории, можно воздвигнуть ту трибуну, с. которой этот чистосердечный диалог станет возможным”, призывая и наших иностранных доброжелателей стать на этот единственно-реалистический путь.
Как-же отозвались на этот призыв эти “потенциальные друзья Христианской России”. Да, по началу, как будто с явным интересом. Один влиятельный католический журнал взялся даже активно помогать нам в распространении наших французских бюллетеней, но вскоре, в начале 1963 года, злочастное свидание папы с зятем Хрущева в корне пресекло чаемое нами создание “единого фронта,” всех христиан против безбожников.
Реабилитация последних перед лицем мирового общественного мнения, как якобы преследующих те-же гуманитарные цели, что и христианство, сделалась надолго лозунгом дня, в частности и “обновившейся” на Втором Ватиканском Соборе Католической Церкви, не говоря уж о давно ставшем на ту же платформу Мировом Совете Церквей.
Но Бог видит правду, и с осени 1965 года смелые голоса двух молодых московских священников громко и досконально подтвердили все наши утверждения, так что спустя пять лет всего после кончины П. С. Лопухина (а что такое пять лет для таких коренных, извечных вопросов?), мы имели удовлетворение слышать на только что состоявшейся интерконфессиональной встрече в Женеве (под председательством нашего Архипастыря Владыки Антония Бартошевича), несколько видных представителей католической и протестантской мысли (увы, еще не Церквей), почти дословно повторявших то, что начиная с Родоса – Петр Сергеевич и продолжатели его дела не уставали доводить до сведения добровольных глухих и слепых Свободного Мира.
Значит ли это, что вскоре все имеющие уши услышат и все имеющие глаза, наконец, увидят куда их ведет “сосуществование” с сатанинской властью ? Это одному Господу Богу известно.
Но я уверен, что доживи покойный наш в старец до 1967-го года — он усмотрел бы в собрании 27-го октября в Женевском Православном Соборе зародыш желанного им всем сердцем международного Общества Друзей Христианской России и сказал бы, как я позволил себе это сделать: “Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко” …
Ибо верится мне, этот зародыш, даже если коммунистический Ирод и попытается задушить его в пеленках, уж не заглохнет, но будет вещать все громче. А если его за это и осудят книжники и фарисеи, казня его молчанием или иными карами, — наметившееся в Женеве движение все же воспрянет с новой силой и в конце концов восторжествует.
Знаю, что в ото твердо верил и поминаемый нами сегодня достопамятный раб Божий болярин Петр.