Юлия Александровна, в настоящий момент Вы работаете в области истории. И не просто истории, а в области истории Русской Православной Церкви. Почему именно история?
Наверное, все мы рождаемся с ощущением (хотя бы на подсознательном уровне), что каждому из нас определена какая-то роль, миссия в этом мире. Думаю, что и несчастен человек бывает от того, что не может или не хочет найти свое место и приложить усилия для реализации себя. В детстве круг моих интересов был очень широк. Но все мы рано или поздно становимся перед выбором, по какому пути нам идти. И не всегда он сразу очевиден. По началу, я выбрала путь прикладных технических специальностей. Учеба – точные науки, научная работа в этой области мне очень много дали, но впоследствии чувство, что я не эффективно употребляю свои способности, что время тратится в пустую, меня не покидало. Полученная специальность – это совсем не то, чем бы я могла и хотела заниматься в своей жизни. И первый год после окончания вуза был самый тяжелый. Всё изменилось, когда в 2003 году я поступила в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, а потом окончила его, получив степень бакалавра теологии. Здесь открылся целый новый мир, о котором я не подозревала. Я познакомилась с богословскими науками, с гуманитарными науками, предприняла первые опыты гуманитарных исследований, познакомилась с историей Древней Церкви и историей Русской Православной Церкви. Дипломная работа была посвящена истории Русской Церкви. А хлеб историка – это источники. Я работала с документами в архиве. Известно, что источники завораживают и увлекают. Это процесс получения нового знания, опыт открытий, который ни с чем несравним. По совету протоиерея Владимира Тер-Аракельянца я продолжила образование в Ростове-на-Дону, в историко-религиоведческой магистратуре Педагогического института Южного федерального университета. Здесь я узнала много увлеченных своим делом талантливых людей, профессионалов, способных передать азарт творчества. Моим научным руководителем стала доктор исторических наук, профессор Людмила Владимировна Мининкова. Под ее руководством я досрочно окончила аспирантуру Южного федерального университета и защитила кандидатскую диссертацию по теме «Советская власть и православные общины Дона в 1920–30-х гг.: характер отношений на местах». Выпустила на эту тему вторую свою монографию. В общем, получилось, что не я выбрала историю, а история выбрала меня.
Это то, что касается получения знаний, образования. А что происходило в области Вашей профессиональной деятельности?
Еще в период обучения по технической специальности я начала работать директором воскресной школы при храме Покрова Пресвятой Богородицы в г. Шахты Ростовской области, он тогда только начал возрождаться из руин. Тогда же я искала применение себе и в благотворительной сфере. С 2010 г. начала работу в дистанционной системе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. И сейчас преподаю историю Русской Православной Церкви. Как специалист я оказалась востребована и в работе Комиссии по канонизации святых Донской митрополии. Два года я работала в Донской духовной семинарии, преподавала историю Древней Церкви.
Расскажите, как складывался Ваш преподавательский путь в последние годы?
На данный момент я преподаю в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете курс истории Русской Православной Церкви и курс новой и новейшей истории Русской Православной Церкви в рамках программы профессиональной переподготовки «Теология» для дистанционной формы обучения. Являюсь доцентом, заместителем заведующего кафедрой «Православная культура и теология» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиале) Донского государственного технического университета.
Но самое интересное – это, конечно, научная деятельность, хотя на нее, к сожалению, теперь остается мало времени. С 2013 г. я пишу докторскую диссертацию по теме «Русская Православная Церковь на Юге России в период Гражданской войны» в Общецерковной аспирантуре и докторантуре свв. Кирилла и Мефодия по кафедре истории.
Поздравляю с выходом Вашей книги о священномученике Захарии (Лобове). Почему Вы избрали эту тему?
Спасибо. Книга называется «Подвиг служения священномученика Захарии (Лобова), епископа Аксайского, архиепископа Воронежского и Задонского (1865–1937)». Странный парадокс — на Дону шла ожесточенная Гражданская война, большевики приложили максимум усилий к тому, чтобы ликвидировать своих противников в наших краях, а служители Церкви воспринимались особенно враждебно, и уничтожались наиболее жестоко. Тем не менее, канонизированных Церковью новомучеников, чье служение было связано с Донской землей, единицы. И один из них — священномученик Захария, посвятивший Донской земле 37 лет своего служения.
Святой Захария — выпускник Донской духовной семинарии. В 1890–1900 гг. в сане священника служил в г. Александровск-Грушевский (ныне г. Шахты Ростовской области). Будучи совсем молодым человеком (29 лет) он построил в этом городе каменный храм святых апостолов Петра и Павла. Затем святой Захария служил ключарем Новочеркасского Вознесенского Войскового Собора. В 1923 г. по благословению Святейшего Патриарха Тихона был рукоположен в епископа, и возглавил борьбу с обновленческим расколом на Юге России, в районах Украины и Поволжья. В 1924 г. епископ был арестован и осужден. Срок отбывал на Соловках, где вместе с другими епископами принял участие в составлении известного «Обращения православных епископов к правительству СССР». В 1929 г. с возведением в сан архиепископа он был назначен на Воронежскую кафедру, и фактически стоял во главе епархий крупнейшей области Центра России – Центрально-Черноземной, куда входили Воронежская, Тамбовская, Курская и Орловская губернии. Вновь арестовали его в 1935 г. Последний раз был осужден в 1937 г., уже в Казахстане, в Карагандинском лагере (Карлаге), за беседы с заключёнными о Боге и пение на Пасху «Христос Воскресе из мертвых». Приговорен к расстрелу.
С этой личностью я соприкоснулась, когда писала свою кандидатскую диссертацию и монографию на ее основе. Мимо нее нельзя было пройти. Весь материал, с которым мене пришлось работать, не мог быть использован в этой работе, так как ее тематика строго задана, поэтому появилось желание сделать отдельное издание. Причем, священномученик широко почитался в Воронежской епархии, а в Донской митрополии – недостаточно. И во многом это было связано с недостатком достоверных сведений о его подвиге, о масштабе и значении этой личночти.
После выхода в свет этой книги начался новый этап моей жизни, связанный с учреждением Фонда возрождения сельских храмов памяти священномученика Захарии (Лобова), президентом которого я являюсь. Теперь частью моей деятельности стала и общественная деятельность, проекты по возрождению сельских храмов и социально ориентированные проекты по развитию территорий их приходов.
А сейчас Вы участвуете в каких-нибудь новых научных проектах? Можете рассказать о них?
В настоящее время я закончила работу над академическим изданием документов и материалов Юго-Восточного русского церковного Собора 1919 г. Его называют также Ставропольским Собором. Он прошел на Юге России, оторванном от управления Патриарха Тихона линией фронта, на территории, подконтрольной армии генерала Деникина. Сборник накануне выхода в свет в издательстве Новоспасского монастыря. Соиздателями выступили Ставропольская епархия и Фонд имени священника Илии Попова. Работая над изданием, я имела возможность сотрудничать с рабочей группой при научно-редакционном совете по изданию документов Поместного Собора 1917–18 гг. И с этим изданием мой том связан не только одним издательством, но и общими принципами работы. И это не случайно, ведь Поместный Собор 1917–18 гг. и Юго-Восточный Собор 1919 г. связывает многое. Участники последнего, как и современная ему общественность, воспринимали свою деятельность, как продолжение Поместного Собора, и надеялись на скорейшее возобновление его работы. И об этом мы поговорим в Мюнхене на презентации академического издания документов Поместного Собора в конце ноября 2016 г.
Какие качества характера помогали Вам совершенствоваться и расти?
Дело в том, что мне совсем не очевидно, совершенствуюсь ли я, расту ли профессионально. Мне хотелось бы, конечно, большего достичь. Хотя, несомненно, становлюсь опытнее. Опыт помогает более эффективно решать огромное количество разнообразных проблем, в разных сферах моей деятельности.
Наверняка Вы сталкивались с трудностями в Вашей работе.
Для меня самые большие трудности связаны со временем и взаимоотношениями с людьми. Конечно, мы чувствуем себя более счастливым в окружении друзей–единомышленников. Мне посчастливилось встречать таких людей, людей, с которыми мы похожи. И это важное условие профессионального роста. Когда мы работаем командой, мы можем достичь на порядок больше, чем в одиночку. Но, к сожалению, чаще всего, мне очень сложно найти общий язык, я сталкиваюсь с тем, что люди стали очень агрессивны, недоброжелательны, завистливы, стремятся навредить. Это абсурдно, непонятно, ведь человек так разрушает самого себя. О каком профессиональном росте может идти речь, если всю свою энергию человек употребляет на негатив.
А дефицит времени связан с тем, что ученый в России в наше время занимается не столько наукой, сколько множеством бумажной работы, бесконечным оформлением плановых, отчетных и прочих документов, заполнением всяких электронных форм, постоянным переоформлением уже оформленного, так как вышестоящие организации постоянно вводят какие-то новшества, изменения и т.п. Всё более усиливается тенденция к жесткой регламентации деятельности ученого. Ему сейчас вменяется в обязанность зарабатывание денег для организации, в которой он работает. Хотя, вот например, как историк Церкви или теолог может зарабатывать деньги? Это не совсем понятно. Поэтому на ту деятельность, которую ученый сам считает важной, на свой профессиональный рост времени остается совсем мало, да и сил тоже.
И еще можно назвать финансовую проблему, ведь работа в архивах требует и времени, и материальных средств.
А всё остальное решаемо.
Что для Вас важно в общении с людьми? Какие качества необходимо у себя вырабатывать?
То же самое, что важно и для хорошего историка — это способность к эмпатии — способность понимать другого человека, слышать, сопереживать, умение поставить себя на его место, понять его мотивы и интересы. Это самое сложное, так как мы все эгоисты, и здесь нужно преодолеть свое эго, забыть о своих интересах.
Как Вы думаете, есть ли у истории Церкви будущее в России? Каким Вы его видите?
Мировой опыт показывает, что участие богословов в решении гуманитарных проблем только обогащает науку. И действительно, в последние 20 лет церковные историки внесли огромный вклад в развитие исторической науки в России, в исследование отечественной истории в XX в., усилили общественный интерес к этой области знания. Можно считать признанием этого вклада на государственном уровне назначение известного специалиста по церковной истории и государственно-церковным отношениям О.Ю. Васильевой министром образования и науки. Государственным признанием является и тот факт, что недавно открыт государственный диссертационный совет по теологии. История Церкви остается, по моему мнению, самой востребованной и динамично развивающейся богословской наукой. Об этом говорит множество конференций. Нужно отметить и то, что церковные организации стали финансировать крупные проекты в области исторических наук. Несомненно, издание документов Поместного Собора 1917–18 гг. станет важным вкладом в развитие церковно-исторической науки. В проекте задействованы лучшие специалисты в этой области. Думаю, что Церковь должна стимулировать подобную совместную творческую работу ученых церковными грантами. Если же говорить об истории Церкви как светской науке, то светские научные организации все чаще включают данную тематику в программы своих мероприятий и даже целиком посвящают ей различные форумы, издают сборники и монографии. Источники, на которые опирается историк, изучая эту тему, рассекречены сравнительно недавно, и поэтому остается немало пробелов в нашем знании, вопросов, не получивших однозначных ответов. Очевидно, что для этого необходимо полное рассекречивание таких источников, как следственные дела, документы Политбюро и др. И главное, что общественность на современном этапе хочет дать нравственные оценки событиям XX в. в России, говорит о необходимости усвоить уроки прошлого, а для этого нужен фактический материал. Значит, есть предпосылки к развитию данного научного направления. Поэтому, думаю, что будущее, безусловно, есть.
Что Вы думаете о роли женщины в Церкви в наше время?
Хочу напомнить, что «во Христе нет ни мужеского пола, ни женского». Конечно, можно порассуждать, какова роль мужчины, какова роль женщины в Церкви. Скорее, это будет разговор о личностных особенностях, связанных с гендерными, которые помогут быть более эффективными в той или иной сфере деятельности. Хочу отметить, что сейчас, высокомерно-пренебрежительное отношение к женщинам со стороны православных мужчин уходит в прошлое, и, пожалуй, только недалекие мужчины, которые живут какими-то своими вымышленными понятиями и категориями, могут демонстрировать подобное отношение. Но, к сожалению, еще встречаются случаи оскорбительного поведения по отношению к женщине, причем, некоторые мужчины даже считают такое поведение добродетелью. Если отвлечься от теоретических построений, и обратиться к реальной ситуации, то на женских плечах сейчас ответственность за работу многих сегментов церковного организма. Мне не раз приходилось слышать и от епископов, и от опытного духовенства, что на плечах женщины сейчас держится очень многое, что только в женщине можно найти то сочетание ума и души, которые помогают ей найти нужный баланс принципиальности и гибкости, твердости и чуткости для эффективного решения важнейших проблем. И на некоторых направлениях работы – женщина – это идеальный работник. (В общем-то, Церковь отражает ситуацию в обществе). С этим мнением я не могу поспорить.
Беседовал диакон Андрей Псарёв
- Ю.А. Бирюкова, Позиция Юго-Восточного русского церковного собора 1919 г. в политическом противостоянии периода Гражданской войны
Публикации в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ и SCOPUS:
1. Бирюкова Ю. А. Советское государство и Церковь в 1920–1930-е годы: Характер отношений на местах (На материалах архивов Ростовской области) // Гуманитарные и социально-экономические науки: [Электронный ресурс]. Ростов-на-Дону. 2009. № 6. URL: http://www.hses-online.ru/2009/06/09_00_13/01.pdf
2. Бирюкова Ю. А. Правовые формы сопротивления ростовского духовенства антицерковной политике советской власти в 1920–1921 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, № 6 (12), 2011. С. 37–41. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2011/6-3/7.html
3. Бирюкова Ю. А. Исповедь в застенках ВЧК. К биографии историка и общественного деятеля профессора протоиерея П. В. Верховского // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II. История. История Русской Православной Церкви. 2012. № 5 (48). С. 87–104. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispoved-v-zastenkah-vchk-k-biografii-istorika-i-obschestvennogo-deyatelya-professora-protoiereya-p-v-verhovskogo
4. Бирюкова Ю. А. Позиция Юго-Восточного русского церковного Собора 1919 г. в политическом противостоянии периода гражданской войны // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II. История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 60 (5). С. 9–17. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pozitsiya-yugo-vostochnogo-russkogo-tserkovnogo-sobora-1919-g-v-politicheskom-protivostoyanii-perioda-grazhdanskoy-voyny
5. Бирюкова Ю. А. Апология православного духовенства в тюремных записках П. В. Верховского 1922 г. // Przegląd Wschodnioeuropejski. Uniwersytet Warmińsko-Mazurski w Olsztynie Wydział Humanistyczny Instytut Historii i Stosunków Międzynarodowych, Olsztyn. 2015. № VI/2. С. 52–65.
6. Бирюкова Ю. А. [Рецензия] // Российская история. — 2016. — № 4. — С. 202–204. — Рец. на кн.: Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. : Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве / А. А. Кострюков. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2015. — 488 с.
Монографии:
7. Бирюкова Ю. А. Церковь и власть: приходы Шахтинского административного округа Донской епархии в документах 1920-1930 годов. Ростов-на-Дону, 2010.
8. Бирюкова Ю. А. Советская власть и православные общины Дона в 1920-30-х гг. Характер отношений на местах. Ростов-на-Дону, 2012.
9. Бирюкова Ю. А., Овчинников П. А., свящ. Подвиг служения священномученика Захарии (Лобова), епископа Аксайского, архиепископа Воронежского и Задонского (1865–1937). Ростов-на-Дону: Антей, 2014. — 304 с.
Рецензия: Кострюков А. А. «Памяти Господней добрый хранителю». Рец.: Бирюкова Ю. А., Овчинников П., свящ. Подвиг служения священномученика Захарии (Лобова), епископа Аксайского, архиепископа Воронежского и Задонского (1865–1937). Ростов-на-Дону: Антей, 2014 // Вестник ПСТГУ. 2015. Вып. 3 (64). С. 157–160. URL: http://pstgu.ru/download/1437090081.14_kostryukov_157-160.pdf
10. Духовная безопасность России в свете специфики православной культуры: монография / под общ. Ред. Е.Е. Несмеянова; коллектив авторов / Донской государственный технический университет: Лик, 2016. – 152 с.
Прочие публикации:
11. Бирюкова Ю. А. Советское государство и приходы Донской епархии в 1920-х–30-х годах XX в. (по документам Шахтинского административного округа) // Донской архив. Альманах Ростовской областной организации Российского общества историков-архивистов. Ростов н/Д., 2009. — Вып. 5. С. 19–40.
12. Бирюкова Ю. А. Избранные документы по истории приходов Шахтинского округа в 1920–1930 годах // Донской архив. Альманах Ростовской областной организации Российского общества историков-архивистов. Ростов н/Д., 2009. — Вып. 5. С. 40–64.
13. Бирюкова Ю. А. Обновленческий и григорианский расколы на Дону и Северном Кавказе в 1920–1930-х годах. (В документах архивов Ростовской области) // Православие в судьбе Урала и России: история и современность: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 18–20 апреля 2010 г.). Екатеринбург: ИИА УрО РАН, 2010. С. 290–295.
14. Бирюкова Ю. А. Советская власть и верующие на Дону в 1920–1930-х гг.: Характер отношений на местах // Конструируя «советское»? Политическое сознание, повседневные практики, новые идентичности: материалы научной конференции студентов и аспирантов (15–16 апреля 2010 года, Санкт-Петербург). СПб., 2010. С. 17–24.
15. Бирюкова Ю. А. Ресурсы архивов Ростовской области в изучении государственно-церковных отношений в 1920–1930 годах // Государство, общество, церковь в истории России XX века: Материалы IX Международной научной конференции Иваново, 10–11 февраля 2010 г.: в 2 ч. Иваново, 2010. — Ч. 2. С. 295–302.
16. Бирюкова Ю. А. К истории изъятия церковных ценностей на Дону в 1922 году // Государство, общество, церковь в истории России XX века: Материалы X Международной научной конференции Иваново, 2011: в 2 ч. Иваново, 2011.
17. Бирюкова Ю. А. Изъятие церковных ценностей на Дону в 1922 г. // Известия АМИ. Ростов-на-Дону, 2011. — Вып. 6. С. 6–11.
18. Бирюкова Ю. А. Епархиальное духовенство о церковно-государственных отношениях после революции: протоиерей П. В. Верховский об основах сосуществования Церкви и советской власти // XXII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в XX в. Поиск моделей церковно-государственных отношений в России в первые послереволюционные годы. Материалы 2011 г. Т. 1. М., 2012. С. 132–135.
19. Бирюкова Ю. А. Репрессии против духовенства и мирян на Дону в 1930-е гг. // XXIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 1937 год в истории Русской Православной Церкви. М., 2013. С. 11–15.
20. Бирюкова Ю. А. П. В. Верховский: судьба на рубеже эпох // Слава и забвение: парадоксы биографики: сборник научных статей / отв. ред. Л. П. Репина. СПб.: Алетейя, 2014. — 544 с. — (Человек второго плана в истории).
21. Бирюкова Ю. А. Позиция Юго-Восточного русского церковного Собора 1919 г. в политическом противостоянии периода Гражданской войны // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: Материалы VI Международных Свято-Игнатиевских чтений. — Вып. I. Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2014. — 344 с. С. 156–165.
22. Бирюкова Ю. А. Материалы статистики по обновленческому и григорианскому расколам в Русской Православной Церкви на Северном Кавказе в 1926 г. // Сборник трудов преподавателей Донской духовной семинарии. Ростов-на-Дону: Донская духовная семинария, 2014. С. 297–308.
23. Бирюкова Ю. А. Апология православного духовенства в тюремных записках П. В. Верховского 1922 г. // Международная конференция «Маргиналии 2014: границы культуры и текста». Елец, 5–7 сентября 2014 г. Тезисы докладов. МГУ им. М. В. Ломоносова, ИРЯ РАН им. В. В. Виноградова. С. 13–14.
24. Бирюкова Ю. А. Политика советского государства по организации церковных расколов на Дону в 1920–1930-е гг. // XXIV Ежегодная Международная Богословская конференция ПСТГУ. Материалы. М., ПСТГУ, 2014. С. 91–95.
25. Бирюкова Ю. А. Юго-Восточный русский церковный собор 1919 г. в документах Государственного архива Российской Федерации // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: Материалы VII Международных Свято-Игнатиевских чтений. — Вып. I. Ставрополь, 2015.
26. Бирюкова Ю. А. [Рецензия] // Православная культура вчера и сегодня. Fontes Slavia Orthodoxa II. Publikacje Centrum Badań Europy Wschodniej Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie, Olsztyn. 2015. С. 371–376. Рец. на кн.: Кострюков, А. А. (2015), Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. Москва: Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.
27. Бирюкова Ю.А. Одиночество человека и суицид: сущность взаимосвязи и современные тенденции // Проблема одиночества человека в современном мире: сборник материалов по итогам круглого стола 18 апреля 2016 г. / под ред. А.М. Руденко [и др.] / Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты. – Новочеркасск: Лик, 2016. С. 80–84.
28. Бирюкова Ю. А. Русская Православная Церковь на Юге России в условиях Гражданской войны: проблемы адаптации к новым политическим условиям // Юг России и сопредельные страны в войнах и вооруженных конфликтах: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Ростов-на-Дону, 22-25 июня 2016 г.) / [отв. ред. акад. Г. Г. Матишов]. — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2016. — 624 с. — ISBN 978-5-4358-0134-7.
Публицистика:
29. Бирюкова Ю. А. New Age — супермаркет духовных услуг // Сайт «Библиотека по культурологи». (Раздел «Культурология. Религиоведение») URL: http://www.countries.ru/library/religio/newage.htm
30. Бирюкова Ю. А. Донское духовенство и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 г. // Журнал Московской Патриархии. 2012. № 12. URL: http://e-vestnik.ru/analytics/donskoe_duhovenstvo_izyatie_cennostey_1922/ ; http://www.bogoslov.ru/text/3022895/index.html
31. Бирюкова Ю. А. Прославление святых – это не дело узкого круга специалистов, это дело всей Церкви // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/proslavlenie-svyatyx-eto-ne-delo-uzkogo-kruga-specialistov-eto-delo-vsej-cerkvi/ (Дата публикации – 9 декабря 2013 г.)
32. Бирюкова Ю. А. Хроника кампании по изъятию церковных ценностей на Дону // Журнал Московской Патриархии. 2013. № 11. С. 64–68. URL: http://www.jmp.ru/archiv/jmp_11_2013_small.pdf
33. Бирюкова Ю. А. «Надо обладать куриной памятью, чтобы забыть те зверства и преступления…» // Историческая память: XX век : сайт. (Дата публикации 30.10.2013). URL: http://istpamyat.ru/diskussii-ocenka-novosti/nado-obladat-kurinoj-pamyatyu-chtoby-zabyt-te-zverstva-i-prestupleniya 34. «Коммунисты вас разграбили, а ваших отцов и сыновей замучили в тюрьмах» // Историческая память: XX век : сайт. URL: http://istpamyat.ru/diskussii-ocenka-novosti/issledovaniya/kommunisty-vas-razgrabili-a-vashikh-otcov-i-synovej-zamuchili-v-tyurmakh
35. Бирюкова Ю. А., протоиерей Роман Амплеев. «Меня оставили самые близкие друзья». Жизнеописание священномученика Захарии (Лобова) // Журнал Московской Патриархии. 2015. № 1. С. 64–68. 0,6 п. л. – URL: http://www.jmp.ru/archiv/the_jmp_2015-01_small.pdf
36. Бирюкова Ю. А. Священномученик Захария (Лобов), архиепископ Воронежский и Задонский. Архиерейское служение в 1920–1930-х годах // Тамбовские епархиальные ведомости. 2014. № 11 (83). С. 30–37.
37. Бирюкова Ю.А., Овчинников П., свящ. Следственное дело периода обновленческой смуты. За что был осужден епископ Аксайский священномученик Захария (Лобов) // Православная Русь. 2015. № 2. Holy Trinity Monastery, Джорданвилл (США). С. 8–12.
38. Бирюкова Ю.А. Восстанавливать храмы и писать честную историю своей страны Православная Русь. 2015. № 2. Holy Trinity Monastery, Джорданвилл (США). С. 13–14.
39. Следственное дело периода обновленческой смуты. За что был осужден епископ Захария // Историческая память: XX век : сайт. URL: http://istpamyat.ru/diskussii-ocenka-novosti/issledovaniya/sledstvennoe-delo-perioda-obnovlencheskoj-smuty-za-chto-byl-osuzhden-episkop-zakhariya/
40. Следственное дело периода обновленческой смуты. // Богослов.ру : сайт. http://www.bogoslov.ru/text/4542737/index.html