Этой осенью я во второй раз в жизни оказался на юге США. В прошлом году я побывал в районе Большой Атланты, а на этот раз я посетил приход во имя свт. Нектария Пентапольского в Ленуар-Сити, штат Теннесси. Современная жизнь предъявляет нам множество требований – ради того, чтобы выжить, американцы должны работать по меньшей мере сорок часов в неделю. При такой интенсивности жизни очевидно, что личное время – это та ценность, которую люди особенно боятся растратить впустую. Поэтому меня удивило, что христиане прихода Свят. Нектария с энтузиазмом провели целую субботу и воскресенье, горячо обсуждая вопросы истории Византийской Империи, канонического права и Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Мне бы очень хотелось увидеть подобную вовлеченность людей в учебный процесс, организуемый в рамках занятий для взрослых по всей Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Со своей стороны, я надеюсь, что смогу продолжить изучение родины американского джаза. Меж тем, я рад предложить вашему вниманию интервью с настоятелем общины, отцом Иовом Уэттсом.
Отец Иов, благодарю вас за предоставленную возможность узнать о вашем приходе, я хотел бы также поделиться с другими тем, о чем узнаю. Как вы понимаете главную цель своего служения – кто Вы, что является основным делом Вашей жизни?
Предназначение священника заключается в том, чтобы воссоединять людей с Богом. Это было задачей Христа, и это то, что передано священству. Что касается примирения людей с Богом в этом конкретном месте, южной части Соединенных Штатов, большинство людей могло бы сказать, что они уже знают Бога – им не нужен священник для того, чтобы воссоединить их с Богом, поскольку здесь, на юге, характер культуры весьма христианский. Люди привыкли к Христу, и они привыкли к Евангелию Христа. Таким образом, дополняя ответ, мы можем сказать также, что моя роль здесь состоит в том, чтобы не только воссоединить людей с Богом, но и воцерковить их, вернуть в Христову Церковь.
Они знают Христа, но не знакомы с Христовой Церковью, и часть нашей задачи – убедить их в необходимости знать Церковь Христову, это является частью задачи Церкви. Попытка воссоединить их с Церковью Христовой, я думаю, за неимением более подходящих слов, это и есть роль священника на юге, это и есть задача воцерковления христиан. Есть тонкое различие в людях, часто знающих Христа, но не знающих Его Церковь. Простите меня за повторение, но, как я сказал, это действительно очень тонкие и сложные вещи.
И нужно даже убедить их, в том, что они должны знать церковь. Каким образом это относится к их собственной жизни? При этом возникает вопрос, как мы можем этого добиться? Ну, прежде всего, мы должны принести Православие в культуру Юга, в этот мир, и для этого мы создали наш приход во имя свят. Нектария Эгинского. Мы взяли старую пресвитерианскую церковь, протестантскую церковь, и переделали ее в классический православный храм. Расписывая его, венчая его куполами и изменяя интерьер таким образом, чтобы проходящие мимо люди видели его не как просто один из привычных протестантских храмов юга, что встречаются здесь в каждом квартале.
Они видят что-то, на чем есть крест Христов, на чем есть имя Христа, но это то, чего они никогда раньше не встречали. Они знакомы с баптистами, лютеранами, пресвитерианами, методистами и даже римо-католиками, но мы им не известны. Этот аспект неизвестности является частью нашего преимущества. Нас не могут поместить в определенную категорию, потому что не знают, кем мы являемся. В этом есть преимущество, и мы должны использовать это преимущество прямо сейчас ради нашей пользы – преимущество того, что мы не являемся ни протестантами, ни римо-католиками. Мы – нечто иное, нежели эти два направления христианства, и это само по себе вызывает интерес. Все иные направления христианства известны, мы же являемся чем-то новым, хотя на самом деле мы – нечто очень древнее, исток, и это также вызывает интерес. Утверждение того, что мы – нечто древнее, исходное, первоначальное – это существенно важное заявление. Нам лучше известно, как можно подтвердить и доказать это.
Одним из первостепенно значимых аспектов этого является необходимость избежать подхода амишей или хасидского подхода, в то время когда мы утверждаемся в жизни нашего маленького русского православного прихода. Если мы собираемся воссоединить людей с Церковью Христа, мы должны пойти к этим людям и показать им Церковь Христа. Как человек, как священник, когда я выхожу в мир, находясь в общественных местах, ресторане, заправочной станции, продуктовом магазин, я ношу подрясник и всегда стараюсь улыбаться. Тогда они видят подрясник, видят крест, бороду и длинные волосы, но они видят кого-то с улыбкой на лице. Я здороваюсь с людьми, говорю им «Привет», «Доброе утро», и делаю это для того, чтобы дать понять, что я воспринимаю их как соратников, что я не смотрю на них как на язычников или неверных, что ни мои – сограждане.
Я стараюсь сделать наш приход частью сообщества этого городка, и поэтому мы создали приходской продуктовый склад, который мы открываем каждую третью субботу месяца. Открыв эту продовольственную кладовую мы не пытаемся удовлетворить потребности всех обездоленных, но в большей степени пытаемся помочь местной работающей бедноте. Как я уже говорил, работающих бедных классифицируют как ту группу людей, у которых есть работа, они действительно работают, но их доход недостаточен для того, чтобы дотянуть до конца месяца, они нуждаются в некоторых самых основных продуктах, и мы стараемся поддержать их. Когда мы открываем наш продуктовый склад, то даем об этом объявления в местном офисе социальной службы, а также в продуктовых магазинах и в офисах социального обеспечения. Таким образом, обычные люди узнают о нас. Они приезжают в нашу церковь, а они никогда раньше не видели церковь с куполом, никогда не видели священника, – но они оказываются в ней, и понимают, что там живет доброта. Мы не пытаемся их обратить, не говорим с ними о Православии, мы просто стараемся дать им необходимое, и они чувствуют вокруг большую теплоту. В итоге мы со многими подружились, вне зависимости от того, стали люди православными, или нет, мы подружились, и это оказалось началом пути. Кроме того, мы участвуем в местном движении “За право на жизнь”, поддерживаем команды софтбола из некоторых местных школ, некоторые из учеников старших классов работают над такими специальными проектами, такими как Рождественский сбор игрушек для нуждающихся детей, – мы участвуем в подобных проектах. На некоторых местных трикотажных изделиях можно видеть надпись «Православная церковь Святого Нектария», поблизости с «Joe’s Hardware Store». Все больше и больше мы стараемся глубже войти в повседневную жизнь и опыт людей.
И, вот, когда я выхожу на улицу в районе прихода свт. Нектария и направляюсь куда-нибудь неподалеку за безалкогольным напитком, люди, видя меня, говорят: «Вы священник из церкви с голубыми куполами?» Они стали теперь узнавать меня; они видеть меня там, где бывают. Полиция и местные рестораторы, даже если они не ищут беседы со мной, все они воспринимают нас как часть местного общества. Вживание в общество – медленный процесс, но люди видят, что мы не противопоставляем себя им. Мы не стоим в стороне. Мы не считаем себя избранниками, а других – теми несчастными, которые находятся вне нашего круга.
В итоге наши прихожане ведут себя таким образом на работе, в офисе, там, где они делают покупки. Они говорят о церкви, о Православии, и о тех прекрасных вещах, которые у нас есть. Вот пример одного из наших регулярных дел: мы ежегодно приглашаем замечательную певческую группу “Лира” из Санкт–Петербурга, и они в нашем приходе исполняют традиционные церковные песнопения. Затем они идут в приходский зал, трапезную, и поют украинско-русские народные песни, как и церковные песнопения. Это открытое мероприятие для всех, люди приходят из года в год год, но всегда есть и те, кто пришел впервые. И они видят интерьер храма, видят людей, видят, что мы просто хотим поделиться с ними всем, что у нас есть.
Мы не смотрим на них как на неверных, как на тех, кто находится вне нашей церкви, но, как я уже объяснял, рассказывая ранее о нашем складе продуктов, я стремлюсь помочь бедным и нуждающимся ради послушания Евангелию, которое требует от нас этого. Это мерило Страшного Суда: «Вы накормили голодных? Вы одели нагих? Вы посетили больных и немощных и тех, кто был в тюрьме?» Таковы критерии оправдания. И если, как священник, я проповедую прихожанам о мерилах Суда, я должен также помочь им исполнить эти требования и показать, как это сделать. И, вот, открытие продуктовой кладовой – это тот способ, которым наш приход может это сделать. Таким образом, отчасти это было способом помочь прихожанам исполнять заповеди и соблюдать закон Христов, закон любви. Но в то же время это было способом проявить себя в нашем местном сообществе.
Верно. Отче, в нашем предыдущем разговоре, если я правильно помню, вы упомянули, как я понял, о том, что по-субботам Вы “заряжаете” людей. Итак, они приходят в церковь, и вы помогаете им из недели в неделю. Так что, после обращения, обратились, они проходят через некий этап триумфа, затем завершается «романтическая фаза», и настает повседневность. Почти так, как будто они получили лучшее из возможного, и как теперь это лучшее действует в их повседневной жизни?
Да уж. Ну, вы знаете, это точно то, о чем я говорю. В начале обращения мы торжествуем триумф, это очень поучительно, очень ново, свежо. Но когда вы входите в повседневную жизнь с ее борьбой с искушениями и вашими страстями, мы оказываемся в мире, который не является православным по своей культуре. И вот, возвращаясь к своей работе утром понедельника, и на протяжении всей последующей недели, мы испытываем давление окружающего мира, который обладает своей собственной философией, своими идеалами, приносит соблазны, конкурируя с миром церкви.
Воскресный день для меня, как священника, это то время, когда я стараюсь объединить всех для общения. Я должен использовать это время для того, чтобы утвердить людей в их вере, как говорит Св. Ап. Павел, укрепить, наставить их. Напомнить им, что Бог любит их, и что борьба и трудности не являются вечными, они не сокрушат их. И если они падут, если они рухнут, то они не будут одиноки. У них есть их священник, у них есть их церковь, каждое воскресенье мы работаем над тем, чтобы уверить людей в том, что, когда они выйдут из храма, возвращаясь к своей жизни, они будут чувствовать себя назидаемыми и обновленными. Они непрестанно исполняются надеждой, надеждой и радостью. Во второй половине воскресного дня я часто даю духовные разговоры, и это всегда что-то из Святых Отцов, или о текущем празднике, или о Евангелии дня. Но всегда я стараюсь найти лучшее, наиболее поучительное, самое укрепляющее, потому что мы ветшаем.
Мы изнашиваемся от наших грехов, ветшаем от тяжелой повседневной жизни. Я стараюсь показать, что даже в наших падениях есть нечто спасительное, мы можем и в падении быть спасены. И не только – в мире, чтобы, может быть, перестать воспринимать тяжесть повседневности как нечто, якобы не являющееся частью моего Православия. Нет, вот где ваше Православие действительно будет проверено, испытано, подтверждено, и станет реальностью. На мир не обязательно как на врага, но – как на то, что сотворил Христос. Поэтому, когда они идут в мир, они не идут с враждебностью и настроенностью на борьбу. Они смотрят на все как на нечто «благое, сотворенное Богом», и на других как на людей, потенциально являющихся братьями и сестрами во Христе. Христос любил их и умер за них. Если вы можете таким образом изменить свое восприятие, то это действительно создаст внутреннюю радость в вашем сердце.
Мы с Вами беседовали одним из вечеров, и я сказал, что православный христианин должен быть самым радостным человеком в помещении. Он должны рассказывать лучшие истории. У него должно быть самое радостное и самое большое сердце. Он должен быть самым жертвенным. Он должен быть тем, кто, входя в комнату, освещает ее, и располагает к себе всех – мы должны быть такими. Находясь на работе, или в продуктовом магазине, или просто посещая дом ваших близких, являющихся протестантами, приходя, вы должны осветить это место. Это то, что мы должны быть. Мы должны потому что обладаем полной радостью – у нас есть Пасха. У нас есть Пасха, вы знаете, мы обладаем этим. Это то, что нужно людям, и это то, чего они хотят. Тогда, видя нас, люди спросят, как вопрошал святой ап. Павел: «В чем причина той радости, что вы имеете в себе?» И тогда мы сможем поведать людям о Православной Церкви.
Большое спасибо, отец Иов.
Беседовал диакон Андрей Псарев