В 1897 году в Корее указом Синода Русской Православной Церкви была учреждена Российская Духовная Миссия, в задачу которой входили попечение о православных русских, проживающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия народу Кореи. Массовое переселения корейцев в конце XIX — начале XX веков на территорию Российской империи также стало одной из причин учреждения Православной Миссии в Корее. В 1903 году в Сеуле был освящен храм в честь свт. Николая. С 1905 Корея – протекторат, с 1910 – официальная часть Японии. Со времени японской оккупации Кореи деятельность Церкви была сопряжена с различными сложностями. К началу революции 1917 года помимо церкви в Сеуле, Корейская Миссия имела пять приходов в провинции и насчитывала несколько сотен православных корейцев. С 1918 года деятельность Миссии осложнилась в связи с прекращением материальной поддержки из России. К периоду 1936-1939 гг. относятся попытки Харбинской епархии Русской Зарубежной Церкви возрождения миссионерской деятельности на территории Кореи. К этому же периоду относится строительство Воскресенского храма в имении «Новина», о котором повествуется в настоящей публикации. В 1941 году японская администрация Кореи полностью запретила православные богослужения на корейском языке. 8 октября 1941 года, под давлением японских властей, митрополит Сергий Токийский, ранее уже отстраненный от управления своей кафедрой, был вынужден также сложить с себя полномочия начальника Духовной Миссии в Корее и назначить отца Поликарпа (Приймака) начальником Корейской Миссии с возведением его в сан архимандрита. После окончания войны и оккупации Кореи в 1945 году началось притеснение христиан на севере, которое контрастировало с поддержкой американцами христиан на юге, приведшей к «религиозной эмиграции» христиан на юг полуострова. В послевоенные годы Русская Миссия возобновила деятельность на Юге. 11 августа 1945 года, Миссия
была передана в ведение Восточно-Азиатского Экзархата Московского Патриархата, и патриаршим указом от 27 декабря 1945 года объявлена «временно самостоятельной» под управлением архимандрита. О. Поликарп восстановил связь с Патриархией, однако новые власти Южной Кореи, многие русские эмигранты, а также комитет корейских верующих настаивали на выходе Миссии из подчинения Москве. В октябре 1948 года корейский диакон Алексей Ким Ли Хан был рукоположён в Токио архиепископом Вениамином (Басалыгой, Северо-Американсой митрополии) в сан пресвитера и назначен начальником Миссии. Вернувшись в Корею с помощью своих союзников и полиции, о. Алексей Ким завладел Миссией 12 декабря 1948 года, а отец Поликарп был арестован и обвинён в шпионаже в пользу Советского Союза. 29 июня 1949 года архимандрита Поликарпа и его престарелую мать отконвоировали к 38-й параллели и выслали в Северную Корею. О. Поликарп нашел временное пристанище в Харбине, а позднее был назначен Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (с 1957 года служил в сане епископа в СССР). С введением контингента войск ООН в Корею прибыл греческий православный капеллан. Позднее в Корее была основана миссия Константинопольского Патриархата, со временем преобразованная в Корейский Экзархат. В 2006 году на Севере Кореи, в Пхеньяне был освящен храм в честь Живоначальной Троицы (в юрисдикции Московского Патриархата). На Юге Кореи в настоящее время также действует Миссия Русской Зарубежной Церкви. Общая численность православных христиан в Корее составляет около трех тысяч человек. Настоящая статья была опубликована в ном. 10 “Хлеба небесного” за 1937 г. Статья не подписана, поэтому можно считать, что ее автором являлся редактор журнала, архимандрит Василий (Павловский), ум. в 1945 на Венской кафедре РПЦЗ. В 1946 г. после занятия Сев. Кореи советской армией, строитель храма Ю.М. Янковский был арестован и отправлен в СССР и погиб в ГУЛаге. Его сын Валерий так же прошел лагеря и престаившился во Владивостоке в 2010 г. Сын Ю.М. Янковского Арсения и дочери Муза и Виктория, умерли в Калифорнии.
Протоиерей Дионисий Поздняев, 2018 г.
Много испытаний и страданий выпало на долю православного русского люда в наше время. Много перенес он горя и потерь, но среди житейских бурь волнений, в страшном шторме мировых темных сил злого миродержателя тьмы века сего не забывает святая православная русская душа своей твердыни и крепости, своего православного храма и жадно стремится среди чуждых на-родов и чуждых языков слышать родное пение церковное в родной церкви, в своем родном православном храме.
Было когда-то при славном царствовании Государя-батюшки недалеко от Владивостока знаменитое имение Ю. М. Янковского. Сам он — известный охотник — сумел создать культурный уголок. Славился главным образом своим оленником: разводил дорогих пятнистых оленей, изюбров, продавал панты, садил искусственный женьшень, было и садоводство. Но пришло лихое время товарищей-большевиков и все разгромили. Пришлось спасать свою жизнь. С семейством он бежал в Сев. Корею и после скитаний избрал пятнадцать лет тому назад “Новину” местом своего жительства.
Это было дикое ущелье по р. Омно. Достаточно взглянуть на водопад “Три чаши,” который находится в 25 верстах от Новины, чтобы представить глушь этой местности. Боком, по тропинке пришлось пробираться в ущелье Новины провинции Шуотзу из г. Сейсина. Построенная хижина для жилья с небольшою отдельною столовою во время разлива горной реки Омно после дождей была смыта: еле-еле спасла жизнь свою его семья. Сам он был на охоте в то время в тайге.
Не упал духом и пред этим горем Ю.М.Яновский. Взорвал скалу, которая стесняла течение р. Омно, и устроил висячий мост, привлекающий туристов своим чарующим видом. В настоящее время “Новина” – это культурный уголок в Северной Корее, провинции Шуотзу, в двух с половиной часов езды от г. Сейси-на. По ущелью построено двадцать пять дач; есть деревни корейцев. В самой “Новине” устроен оленник, есть пасека, разводятся яблони, груши, культивируется малина, вишня, крыжовник. Наконец, умершая теперь жена его Маргарита Михайловна пожелала устроить храм. Ея религиозная душа не могла жить без святой православной церкви и как только настала небольшая возможность, она положила основание церкви. Все это в горах, покрытых лесом.
Церковь стоит на горе, на площадке, к храму ведут 30 ступенек лестницыиз диких камней. Кругом сосна, сосновый чистый воздух. Основание у храма цементное. Стены из круглого булыжника. Сносили камни сюда дачники, приезжающие в “Новину” летом из жаркого Шанхая, из пыльного Харбина, из футенного Тяньцзина. Деньги собраны были по подписке, но пришлось и потратить свои деньги, а главное—труд и энергия самого Ю. М. Янковского и горячее желание Маргариты Михайловны, его умершей жены, создали этот прекрасный храм Воскресения Христова в этом цветоносном и и живописном теперь уголке Сев. Кореи.
25 июля [1937-го года] храм был освящен, Присутствовавшая на освящении храма, сотрудница журнала „Рубеж” (№ 33 от 14 авг. 1937 г.) Е. Воейкова так описывает это радостное событие для всякого православного человека: “В воскресенье 25 июля, в дачной местности ‘Новина’ в С. Корее, при большом стечении народа изо всех соседних городов и местечек, состоялось торжество открытия только что построенного храма Воскресенья Господня. Проникновенная служба о. архимандрита Василия, прекрасные голоса хора, сосредоточенное внимание всех присутствующих на торжестве иноверцев и умиленная молитва православных жителей Кореи, многие из которых по много лет не слышали церковной службы,—все это создавало особое настроение.
О том, как нужна была эта церковь, свидетельствуют безхитростныя слова одной из присутствовавших на освящении женщин:
— ‘Когда моих детей после смерти мужа (спасибо добрым людям!) увезли в Шанхай в приют, —их там и крестили… Мальчику было 7 лет, а девочке 9…’
— ‘Почему же вы их не крестили раньше?’
— ‘Да, ведь, жили мы в Корее, вдали от церкви. До Харбина не доедешь. Теперь в Сеуле церковь есть… О. Поликарп оттуда в прошлом году приезжал,— так ему сразу пришлось шесть человек окрестить,—и русских, и корейцев. А вот теперь и у нас церковь есть. Я до сих пор еще в себя придти не могу… Стою, молюсь, а дрожь по всему телу идет. И так радостно, радостно!’..”
Много народу собралось в это чудное, жаркое летнее утро вокруг каменной церковки на Новинской горе. Из Рюкена приехали Бринеры, Остроумовы, Чевакинские, Игнатьевы, Кореневы, Куржанские, А. Б. Эннс, Е.А. Валькова, Юзефович… Из Сейсина — г. Далматов, Г. В. Шевелев, Л. В. Римша, Г. Н. Гусаковский, Виктория Янковская, Сыроквашина… Из Наньо приехала семья Чирковых; из Канью — г. Казанцев… Все обитатели соседних дач Кореневские, Гинце, Унтербергеры, Чердынцевы, Кривоши, Шевелевы, Канторы, Мальцева, — были на торжестве. Были, конечно, и все жители дач Ю. М. Янковского.
С понятным волнением молящиеся следили за торжественным чином освящения церкви, которое о. Василий совершал с помощыа главного работника по постройке храма Ю. М. Янковского. Казалось чудесным, что здесь, на том самом месте, куда так недавно сносились камни, укреплялась на потолке фанера, закруглялся серебристый купол, и устанавливались тонкия белыя березки,— теперь яркими огоньками зажглись лампадки и послышались трогательныя песнопения самой удивительной в мире православной службы.
Многие жертвовали, многие, по мере своих сил, прилагали старания для создания нового храма, но безусловно главная заслугапо постройке его принадлежит хозяину “Новины,” который свято выполнил предсмертную волю своей покойной жены. Церковь в “Новине”—это заветное желание Маргариты Михайловны Янковской. В несколько месяцев Ю. М. Янковскому, при помощи Е. М. Бринер и Н. Я. Далматова, удалось собрать значительную сумму на это святое дело и заложить первый камень храма. Об иконах, церковной утвари, облачении, книгах пеклась в Харбине неутомимая Е. М. Бринер, о возведении же купола, о каждом камешке, гвоздике, столбике пришлось позаботиться Ю. М. Янковскому.
Эта первая и единственная в С. Корее церковь чрезвычайно оригинальна по своей архитектуре… Тридцать ступенек лесенки из камней. Громадные вазоны с настурциями… Красивыя входныя двери, покрытыя корой столетного дуба с зеленеющим мхом… Над дверью крест из белой березки. На одном из березовых стволов уцелела зеленая веточка. А над куполом ярко блестит на солнце крест.
Внутри темные, необтесанные камни, тонкие стволы берез, окаймляющия царския врата, и иконы письма матери Олимпиады из Харбинского Дома Милосердия. Маленький, единственный в своем роде храм, в чудном окружении корейских гор, привлекает к себе внимание богомольцев, ио. Василию приходится то служить молебны, то панихиды по просьбе прихожан. Храм в “Новине” должен удовлетворять духовныя нужды всех жителей округи.
В первый же день открытия храма было много маленьких причастников из числа соседних жителей, и все дети и взрослые приняли участие в крестном ходе. Трудно описать красоту этого крестного хода!.. Уж очень хорошо окружение новой церкви! Сосны и лиственницы, яркое синее небо, и зеленыя горы кругом. Все жилыя постройки,—дачи, оленник, пчельник, — внизу, а здесь, на горе, чувствуешь себя далеко от мирских забот, ближе к Богу, ближе к спокойному и ясному созерцанию.
К сему описанию необходимо прибавить, что из дачников сформировался церковный хор под управлением Н. И. Янковской. В этом хоре приняли участие Е. В. Мальцева, М. Ю. Потапова, В. Н. Вальков. В последствии постоянное участие в хоре принимала О. В. Япрелева. Обязанности церковного старосты усердно исполняла О. А. Межак. После освящения в храме совершались службы по воскресным и праздничным дням. Дачники Новины и Лукомотовья с большою охотою посещали богослужение.
Случилось раз даже ночью пришлось открыть храм и отслужить молебен о здравии пропавших безвестно в советской России. И горе и радость несли русские православные люди в эту церковь, ища у Господа Бога и помощи и спасения в бедах.
1-го августа по ст. ст. совершен был крестный ход на реку Омно. Чудно неслось по воздуху блогоговейное пение и река с удивлением и вниманием слушала молитвы освящения воды. Итак радостно было на душе.
1-го сентября по нов. ст. была отслужена заупокойная литургия по умершей М. М. Янковской и Ольге К., матери Ю. М. Янковского. Кончался дачный сезон. Начинались занятия в городе. Дачники разезжались. Но Церковь осталась и ждет к себе нового священника для блогостного служения.
Дай, Боже, чтобы служба в ней не прекращалась во веки веков и имя Божие росло и блогочестие укреплялось среди жителей. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Мелетий во внимание к трудам Ю. М. Янковского по сооружению храма и Е. М. Бринер по сооружению икон и изготовлению церковной утвари выразил им особую благодарность и каждого наградил архиерейскрю грамотою. Да блогословенны пусть будут дни всех потрудившихся над сооружением и устройством сего храма!